|
|
Путешествие
Дмитрий Швидковский
Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков
V-MMII - 30.11.2002
Шелдонианский театр. Архитектор Кристофер
Рен. Вид с севера. 1664–1667 гг.
В течение первых месяцев 2002 года оксфордский колледж Олл Соулз (полное
название – колледж Всех Душ Праведно в Оксфорде Усопших) занимал вопрос о том,
где поставить солнечные часы, созданные Кристофером Реном в 1650-е годы, когда
будущий автор собора св. Павла был еще молодым профессором астрономии и вряд
ли помышлял о блестящей строительной карьере. В это время и Рен, и его близкие
знакомые в Оксфорде и Кембридже, включая Исаака Ньютона, пытались создать теорию
гармонического устройства вселенной, а также наглядно продемонстрировать, как
действует механизм движения небесных сфер. Рен увлекался тогда созданием не
архитектурных, а «космических» моделей – его лунный глобус с рельефным изображением впадин и возвышенностей, чрезвычайно
элегантно выполненный, а также «автомат», демонстрировавший движение колец
Сатурна, привлекли к нему внимание знатных дилетантов, а впоследствии и короля.
Карл II, несомненно, думал, что архитектура проще астрономии. Он считал, что тот, кто
может построить модель движения небесных тел, будет хорошо справляться с возведением
зданий. Оценивая способности Кристофера Рена, король оказался прав (последнее
случалось с ним не слишком часто).
Вид центра Оксфорда. Аэрофотосъемка. В центре круглое здание
Рэдклиф Камера (Рэдклифской библиотеки) Джеймса Гиббза, слева от
неё – колледж Олл Соулз с главным двором Никласа Хоксмора,
внизу – Бодлеанская библиотека и Шелдонианский театр, построенный Кристофером Реном
Новое представление о мире, рожденное оксфордской «экспериментальной философией», как и более практические вопросы
навигации, требовали точного расчета хода времени. Рен, однако, продолжал придерживаться космического, солнечного времени.
Он укрепил свои солнечные часы на стене домовой церкви колледжа Олл Соулз, замыкающей созданный в XV веке сдержанно
готический передний двор. Они пришлись, кажется, вполне к месту среди стрельчатых
арок, стройных контрфорсов и колючих фиалов.
Однако там часы оставались лишь до 1871 года, когда членам колледжа показалось, что соединение работы Кристофера Рена
и произведения средневековых строителей выглядит абсурдно. Рен стал, благодаря
усилиям его уже многочисленных биографов, символом новой английской науки и архитектуры, и было решено отделить его от
Средневековья. Солнечные часы перенесли в другой двор колледжа Олл Соулз и укрепили
на стене библиотеки, построенной в течение первой трети XVIII века одним из лучших
мастеров английского барокко Никласом Хоксмором. Его сооружение в последние
годы подверглось тотальной реставрации, предполагающей точное следование проекту
этого архитектора. Реновские часы, о которых Хоксмор, вероятно, и думать не
хотел (он долго был подчиненным Рена в Конторе Королевских работ), превратились
в проблему для реставраторов.
Этот вроде бы частный вопрос на самом деле затрагивает смысл оксфордской архитектуры в целом. Она на протяжении девяти
веков существования университета выражала представление о науке языком сменявших
друг друга стилей. Атрибуты различных областей знания в течение всего этого
времени появлялись в декоре университетских построек и передавали содержание
архитектурной среды, призванной утверждать значение учености и создавать
физический и эмоциональный комфорт для развития мысли. Однако что лучше выражает
характер этой «архитектуры науки»: схоластика готики или торжественная
латынь классических образов – этот вопрос вызывал непрестанные сомнения и у Рена,
его предшественников и последователей, и у сегодняшних архитекторов и реставраторов.
Оксфордский мир кажется прежде всего готическим миром. Подлинная английская
готика различных эпох – «ранняя», «высокая», «перпендикулярная», «во вкусе
Тюдоров» – смешивается в нем с бесконечными разновидностями неоготики. Оксфорд
выглядит как бы грандиозным кроссвордом, в строки которого историк архитектуры
должен попытаться вписать названия неоготических течений по крайней мере
четырех столетий, с XVII по XXI. Причем здесь грань между survival и
revival, «выживанием» и «возвращением к жизни» средневековой манеры, практически неопределима. Так часто традиция или консерватизм требовали в Оксфорде повторения
готических черт, мотивов, конкретных деталей, что отличить подлинные средневековые части построек в наиболее старых
коледжах от позднейших доделок оказывается почти невозможным. Чаще всего необходимо точно знать, какое из одинаковых
стрельчатых окон было сделано в XV, XVIII или XX веке.
далее>>
|
 |
|