приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Вдадимир Седов
Трапезунд: столица Понта
XIV-MMV - 31.08.2005

Средний город и Акрополь Трапезунда. Видны старые укрепления

Это столица чего?

Особенно остро чувствуешь прошлое величие города тогда, когда он раскинулся перед тобой в развалинах – будь то Эфес, Херсонес или Старая Рязань. Гораздо труднее (но иногда и увлекательнее) увидеть осколки прошлого величия в городе современном и сложить эти осколки в сколько-нибудь полную картину. Это трудно в Стамбуле, где под турецкой повседневностью разыскивается, хотя и с трудом, византийская древность Константинополя, это тем более трудно в Москве, где желающему увидеть город эпохи царя Алексея Михайловича придется изрядно помучиться. Но относительно Стамбула и Москвы мы точно знаем, что это и бывшие и нынешние столицы (Стамбул – только экономическая и культурная, но этого достаточно), что это вечные города. А вот как быть с бывшими столицами, с когда-то бывшими городами-центрами, в которых жизнь есть, но она неизмеримо более скучная и провинциальная, чем в былые времена? Если трудно «доставать» из-под провинциального нынешнего Великого Новгорода великолепный Новгород Великий Средневековья, то какие же усилия нужно приложить для понимания роли Трапезунда в истории искусства и архитектуры!

Остатки дворцовой башни на Акрополе

Это потому, что сейчас Трапезунд (по-турецки – Трабзон) – довольно крупный портовый город в северо-восточной Турции, центр производства и торговли, имеющий университет и футбольную команду, играющую в первой лиге. И не более того. А за этим настоящим встают два-три тысячелетия античной и византийской истории, когда город занимал важнейшее положение в торговле, политике и искусстве эллинского Причерноморья.

Итак, это эллинский, греческий город, возникший благодаря греческой колонизации берегов Понта Эвксинского (Гостеприимного моря), называемого нами Черным морем. Он всегда был где-то на краю мира: и когда к нему с греческими наемниками спустился Ксенофонт, возвращавшийся в Элладу, и когда римские полководцы боролись с Митридатом Понтийским, и когда здесь был один из рубежей борьбы Византии с арабами, захватившими Закавказье. Это какой-то вечный край цивилизованного мира, последний рубеж, за которым уже дикость и суровость мира варварского.

Акрополь и остатки императорского дворца

В средневизантийский период, в VIII–XII веках, Трапезунд был центром обширной епархии, митрополиту Трапезунда подчинялись и другие епархии, как к Трапезунду административно тяготели земли Крыма, Тьмутаракани, Алании и Абхазии. В XII веке мы видим даже местный сепаратизм: аристократы из фамилии Гавра захватывают власть в городе и на востоке Византии, но затем их утихомирили Комнины из Константинополя. Опираясь на не очень многочисленные данные, мы можем предположить, что Трапезунд был большим городом, в котором плотность и интенсивность жизни были таковы, что этот город производил свою керамику, свои храмы, свою литературу, свою живопись и свою политику. Таких городов, которые мы могли бы назвать городами-центрами, в Византии было совсем немного: все заслонял Константинополь, мегаполис Средневековья. Но свой оттенок определенно был у Фессалоник на западе, хотя тут было и слишком много подражания столице, свой оттенок видим и у Трапезунда. Это значит, что в средневизантийское время Трапезунд был экономической и культурной столицей восточной Византии, почти всей Малой Азии.

Мечеть Накип Джами (переделана из византийского храма неизвестного посвящения). Северный притвор

Интерьер Накип Джами

Эта уже имевшаяся столичность позволила городу стать столицей империи – в 1204 году здесь закрепились провозгласившие себя императорами два брата из императорской династии Комнинов. Образовавшаяся Трапезундская империя, изолированная на юго-востоке Черного моря, просуществовала до 1461 года, то есть пережила собственно Византийскую империю на 8 лет и пала под натиском того же Мехмеда II Завоевателя, который взял Константинополь. Политика небольшой по размерам империи, состоявшая из непрестанного лавирования, имеет местный интерес, но в XIII–XV веках город продолжал оставаться крупнейшим портом и рынком и даже стал одним из важнейших городов на пути на Восток. А потому Трапезунд известен по сотням документов генуэзцев и венецианцев, имевших здесь укрепленные фактории, а потому его посещали и Клавихо, испанский посол к Тамерлану, и Афанасий Никитин, тверской купец, возвращавшийся из Индии. Это были ворота на Восток и, одновременно, последний бастион Запада, в котором при дворе и на посаде расцвела последним цветом великолепная культура, ответвляющаяся особым побегом от поздневизантийской культуры.

Алтарная часть Накип Джами 
Вид с запада

А потом были века турецкого правления, потом были два года русской оккупации (1916–1917), когда в городе работали русские ученые, ведшие раскопки, обмеры зданий и сбор рукописей. Потом было выселение всех греков в 1921 году, после чего город стал не только провинциальным, но и по-настоящему турецким. Он стал нынешним, и из-под него и за ним надо теперь высматривать былое великолепие.

далее>>

вверх

 Архив

     

31.08.2005 XIV-MMV
Вдадимир Седов
Трапезунд: столица Понта

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна