|
|
Путешествие
Григорий Ревзин
Забег вдоль стены
XIII-MMV - 27.03.2005
Йозеф Кайзер, Гюнтер
Кунерт и др.
Восточный Берлин,
Александерплатц
Центральный универмаг
(«Кауфхоф»). Фрагмент
В декабре 2004 – январе 2005 года в Музее архитектуры имени Щусева прошла выставка
«Москва – Берлин. Архитектура. 1950—2000». Выставка была подготовлена МУАРом при участии журнала
«Проект Классика». Для нас это было не только своеобразным путешествием в Берлин, но и в Москву, в Москву
модернистской архитектуры 60-70-х гг. Мы публикуем тексты статей из каталога выставки, которые оказались
родственны жанру путешествия и наш фоторепортаж о парадоксальном сходстве двух послевоенных городов.
ГРИГОРИЙ РЕВЗИН, ВЛАДИМИР СЕДОВ
В 90-е годы Москва и Берлин пережили строительный бум. Оба города оказались столицами
исчезнувших государств, но очутились в каких-то
новых – и каждый решил нарастить в себе образ
новой родины. Москва бросилась в русскую историю, Берлин – в европейскую современность. Москва
решила стать столицей России, Берлин – одной
из главных европейских столиц. Пути принципиально противоположны, но характерен способ,
которым путь прокладывается.
Москва формировала идеологию «московского
стиля». Никто не мог сказать, что это такое, но все
чувствовали, и новые проекты оценивались с точки
зрения соответствия или несоответствия этой субстанции. Тема вызывала живые баталии – критики
«московского стиля» указывали на то, что ни один
цивилизованный город специального стиля не поддерживает, и парижский или римский стиль – это
нонсенс. Тем не менее критики никого не убедили –
в Москве по сию пору считают, что московский стиль
есть, и надо его отстаивать.
Москва, Олимпийский
проспект, крытый бассейн
Хуг Штуббинс
Западный Берлин,
район Тиргартен, здание
Конгрессхалле
Берлин для Москвы в 90-е годы был как раз
главным аргументом против «московского стиля».
Грандиозная реконструкция города, проведение международных конкурсов и приглашение зарубежных
звезд казались той правильной дорогой развития,
от которой Москва уклонилась. Каково же было мое
изумление, когда в прошлом году в Берлине я обнаружил сразу две книги под названием «Берлинский
стиль». На правильном пути, как выяснилось, тоже
ищут стиль города, и новые постройки согласовать
пытаются, так или иначе, с этой не вполне четко
определяемой субстанцией.
Сегодня есть «московский стиль» и «берлинский стиль», но стилей лондонского, парижского,
римского или венского так и нет. Европейские
столицы, кроме Москвы и Берлина, не заняты поиском единства своего стилистического проявления
и не пытаются это единство укреплять и расширять.
Зачем Москве и Берлину их стили? Специфика
этих субстанций в том, что не очевидно, они все
же есть или их нет – но при этом очень хочется,
чтобы они были. Получается, что оба города
ощущают какую-то недопроявленность, неопределенность собственного облика. В отличие от других
европейских столиц они страдают комплексом
стилистической неполноценности.
А.Меерсон и др.
Москва, улица Беговая,
экспериментальный
жилой дом
Ле Корбюзье
Западный Берлин, район
Шарлоттенбург. Жилая
единица
Это удивительно. Москва в период с 1950 по
2000 год увеличила свою территорию в десять раз,
построены десятки тысяч зданий. Берлин после
войны – тотально разрушенный город, фактически
он отстроен заново. И тот, и другой город имеют в высшей степени сложившийся облик. Но и тот, и другой
город считают свои получившиеся в течение последних 50 лет развития облики «недообликами» и ищут
свой стиль.
Выставка «Москва – Берлин 1950–2000. Архитектура» была как раз предъявлением этих обликов.
Это было обнаружением той архитектуры, которую
хочется не заметить, которая ускользает от зрения,
исчезает, сносится. Это была выставка архитектуры
«недообликов», которая занимает до семидесяти процентов территории двух городов.
Москва, Ленинградское
шоссе, здание института
«Гидропроект»
Восточный Берлин,
район Митте, площадь
Александерплатц,
гостиница «Дом
Туристов»
Географически Берлинская стена разделяла
Восточный и Западный Берлин и являлась довольно
локальным географическим событием. Символически же она разделяла две системы – социализм
и капитализм, и две стороны света – Запада и Восток.
Пожалуй, такую же степень идеологического напряжения несли на себе только Великая китайская стена
или германский лимес Римской империи – и это
были довольно сложные архитектурные сооружения.
Глядя на L-образные бетонные фрагменты Берлинской стены, которые сегодня аккуратно сложены
у чек-пойнта Чарли, как-то не можешь себе представить, что вот этот заводской забор на самом деле
– граница двух систем.
далее>>
|
 |
|