|
|
Путешествие
Алексей Тарханов
Лас-Вегас: уроки подлинности
III-MMII - 23.04.2002
В начале октября в одном из самых
больших отелей-казино Лас-Вегаса
The Venetian начал работу музей
Эрмитаж-Guggenhaim (надпись снаружи) он же Guggenhaim-Эрмитаж
(надпись внутри).Два зала нового
музея построил притцкеровский
лауреат голландец Рэм Коолхаас.
Первый зал по сути музейный
завод с мостовым краном, перекладывающим полы и сдвигающим перегородки.
Стены из металла, перегородки из стекла. На потолке – единственная дань итальянским мотивам
отеля – витраж с изображением
Страшного суда из Сикстинской
капеллы (на что в данном контексте
намекал Коолхас, неясно).
В этом зале на двух этажах разместили давний гуггенхаймовский
блокбастер «Искусство мотоцикла».
Директор фонда Гуггенхайма Томас
Кренц сам давно болен мотоциклом
и даже на открытие пришел в оранжевом комбинезоне и с мотошлемом
под мышкой. Сердцу не прикажешь,
и самая успешная выставка
Гуггенхайма рассматривает историю
мотоцикла как историю ХХ века.
Так и написано на стенах: годы,
а далее – понятия, события, имена
и мотоциклы, за которыми встает
эпоха. Вот 1922 –1929-е: Баухауз,
Грета Гарбо, Жозефина Бейкер, Коко
Шанель, Джеймс Джойс. А равно
и Moto Guzzi C4V.А 1960 –1969-е –
это не только Кеннеди, Уорхол,
«Завтрак нагишом» и Карибский
кризис, но еще и Harley-Davidson
KR с его максимальными 209 км/ч.
|
А 1930 –1944-е – это не только Ганди
и Манхэттенский проект и Вторая
мировая война, это еще и серый
мотоцикл с коляской, в котором
немцы отправились на эту войну.
В истории мотоцикла таких уникумов набралось ни много ни мало
123.Они могли быть выставлены,
например, в Политехническом музее,
и это было бы уже интересно.
Но когда за дело берется знаменитый
музей современного искусства, все
эти мотоциклы становятся частью
нового художественного произведения – благодаря дизайну экспозиции,,
созданному коллегой и соперником
Коолхааса Фрэнком Гери. Автор
Гуггенхайма в Бильбао заполнил
чистое коолхаасовское пространство
сложными криволинейными поверхностями. Выложенные полированной
сталью, они отражают свет софитов и
черные, красные, зеленые, синие,
серебристые мотоциклы, слетевшиеся в Гуггенхайм из германских,
французских, английских, итальянских, канадских,
испанских музеев
и частных коллекций.
|
Дизайн Гери оказался настолько
агрессивным, что пространство
Коолхааса было трудно оценить, оно
едва проглядывало за прозрачными
или блестящими экранами, игрой кинокадров и отражений.
По сути
внутри коолхаасовского музея Гери
выстроил свой Гуггенхайм из
Бильбао, насколько возможно задрапировав коолхаасовское пространство.
И надо заметить, на открытие
первой части музея Рэм Коолхаас
так и не приехал. Он явился только
на открытие второго зала. Его
открывали на следующий день
выставкой «Шедевры и коллекционеры»: 45 знаменитых картин из
Эрмитажа и Guggenhaim-museum.
По поводу выставки «Шедевры
и коллекционеры» в России говорили
о мезальянсе, причем словами,
которые я читал только в советском
«За рубежом» – в статье о том,, как
зарвавшиеся американские нувориши скупают в нищей Европе старинные замки и по камушку вывозят
их прямо к себе в Техас.
далее>>
|
|
|