|
|
Путешествие
Владимир Седов
Руины Проконсульской Африки
XX-MMVI - 10.03.2007

Мавзолей Атебана в Дугге. II в. до н.э.
Историческая канва
Финикийцы стремились колонизовать дальние земли Средиземноморья так же, как
древние греки. Одна группа финикийских первопроходцев сумела захватить кусочек
земли на берегу великолепной бухты и основала Карфаген – торговый город с
олигархическим правлением. Этот город окружало несколько других финикийских
городов (Утика, Табарка, Гадрумет), возникших немного позже и смотревших на
Карфаген с завистью и подозрением, а дальше в лесах и горах жили нумидийцы,
местное население, так никогда до конца и не покоренное и имевшее своих
собственных царей, правивших каждый в своем фрагменте раздробленной территории.

Мавзолей в Мактаре I в. н.э.
Карфаген как-то не очень глядел в сторону материка, на нумидийцев и еще
более далеких мавретанцев, он выбрасывал колонии по побережью западной части
Средиземноморья и вступил здесь в отчаянную борьбу с Римом. Три Пунических (это
значит – Финикийских) войны – и Карфаген был разрушен. В финикийских и
нумидийских городах установилась римская власть и медленно стала прививаться
римская культура. Одновременно на пустых местах поодаль от старых центров
строились новые римские города – центры колонизации. Постепенно нумидийские
черты стирались, тогда как черты римские приобретали особый, африканский оттенок
– из-за тех же нумидийских корней, особенностей климата, приграничной и военной
суровости. В общем, Рим в своей провинции Проконсульская Африка, образованной на
землях Карфагена и Нумидии, был каким-то показательно римским – без сильных
местных особенностей, как на Востоке (в Египте, Элладе, Малой Азии, Палестине),
но с отчетливым колониальным привкусом, осложненным близостью Италии, – а потому
с усиленным стремлением подражать ей. Богатство этих земель было основано на том,
что они, наряду с Египтом, поставляли в Рим зерно, а также на производстве
оливок. Такой вот сельскохозяйственный край с богатыми городами, дававшими зимой
и в праздники кров землевладельцам, имевшим и многочисленные сельские виллы, от
которых сейчас остались только мозаики полов, перенесенные в музеи. Мало что
изменило в этом мире христианство, разве что рядом с театрами и амфитеатрами
встали в IV в. просторные базилики.
В V в. германское племя вандалов из Испании перешло через пролив у
Геркулесовых столбов и направилось в Карфаген. Здесь вандалы основали свое
государство, просуществовавшее около ста лет. Это был все тот же римский мир, но
без городских стен (их вандалы снесли, опасаясь восстаний), без римской
общественной жизни и с варварами во главе государства и в качестве армии.
Особенностью было и двоеверие государства: вандалы были арианами (то есть
еретиками), тогда как римское население было связано с основной ветвью
христианства, с Римом.
Слабостью вандалов воспользовались византийцы: при императоре Юстиниане в VI
веке они захватили Карфаген и другие города Африки, прогнав или подчинив
германских властителей. Еще около столетия на землях Нумидии, то есть примерно
нынешнего Туниса (к западу византийская власть почти не распространялась),
говорили по-латыни, здесь строились храмы и многочисленные крепости,
предназначенные для сдерживания усилившегося давления диких племен пустыни.
Этому островку византинизма (и Рима) пришел конец в VII в., когда арабские
войска прорвали линию византийских фортов и заняли отчаянно сопротивлявшиеся
города.
С этих пор и до XIX в. страна была исключительно арабской и мусульманской:
римские города были или покинуты, или перестроены, язык был забыт окончательно
где-то к XI в., религию местное население сменило на ислам еще раньше. Менялись
династии (Аглабиды, Фатимиды, Хафсиды и Хусейниды), менялись столицы (Кайруан,
Махдия, Тунис – для двух последних), менялись архитектурные стили, но не менялся
средневековый арабский облик страны, со временем получившей название Тунис – от
главного города, поставленного арабами после разорения Карфагена на некотором
отдалении от него и от моря на месте небольшого пунического городка с тем же
названием. В 1881 г. эту страну, получившую название от столицы и управлявшуюся
местными правителями (беями) под суверенитетом Турции, захватили французы,
правившие до 1956 г. Они занялись изучением античности, восстановили целый ряд
памятников и раскопали десятки городов, так что нынешнему независимому и
частично франкоязычному Тунису остается только продолжать пускать французских (и
других) археологов – и извлекать туристические деньги из их открытий.
далее>>
|
 |
|