приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Руины Проконсульской Африки
XX-MMVI - 10.03.2007

Общий вид Карфагена с круглым портом (II в.)

Невнятица с Карфагеном

Есть какие-то неистребимые детские мечты, связанные с историей: попасть в Афины на Акрополь, к Фермопилскому проходу (где пали 300 спартанцев), на место битвы на Каталаунских полях, в Карфаген. Так что не стоит запрещать себе хотеть видеть Карфаген. Но следует знать, что Карфагена нет, как нет Александрии и Антиохии: они разрушены и уже навсегда другие. Можно увидеть географическую ситуацию Карфагена (обширная бухта, цепь гор по кромке горизонта, высокий холм и полоска берега под ним), но почти никак нельзя пробиться к тому пуническому Карфагену, который столько воевал с Римом. От пунического Карфагена остался только один раскопанный археологами квартал у одних из морских ворот – квартал вполне античный, эллинистический, без особого восточного привкуса. По этому кварталу можно представить, что Карфаген был практически столь же античным городом, что и сам Рим.

Все остальное, что сохранилось в современном Карфагене, который во французское время стал городком приморских вилл и остается таким и сейчас, относится к римской эпохе. Римляне, разрушив Карфаген в 146 г. до н.э., оставили это место пустым на сто с лишним лет, но уже в конце первого века до нашей эры заселили его снова, сохранив старое название. Вместо города-врага, вместо столицы «империи зла» римского времени возник гигантский полис с регулярной планировкой. От этого богатейшего города чудом остался круглый порт с островком посередине, раскопанный район вилл, развалины цирка, театра и амфитеатра, а также колоссальные руины терм Антонинов, лучше всего передающие представление о значительности этого римского мегаполиса. Есть еще руины двух раннехристианских базилик IV в., одна из которых тоже имеет грандиозные размеры. Но все это римское величие, фрагментированное и рассеянное по холмам нынешнего поселения, как-то не может заслонить того мифического Карфагена, от которого не осталось почти ничего вещественного, кроме камней квартала Магон, но который имеет такое литературное, историческое прошлое, которое буквально заглушает реальные ощущения.

И только обратившись к поздней фазе истории римского Карфагена начинаешь его жалеть. Вандалы разбирают его стены, византийцы, восстановив их, держатся из последних сил. Арабы разрушают его, разбирают здания для строительства чего-то в недалеком Тунисе. Огромный город, римский город с пуническими тенями и легендами за спиной, погибает, чтобы превратиться сначала в пустынный участок побережья, а потом в богатый поселок вилл, сквозь сады которых все равно то тут, то там продираются бесформенные развалины.

Окрестности Карфагена: Тубурбо-Майус, акведуки и Загуан

Тубурбо-Майус. Общий вид города

Вокруг Карфагена расположен своеобразный гигантский природный театр: окружающую город с трех сторон обширную и плодородную равнину полукругом обходят горы, начинаясь пологими безлесными холмами и переходя затем в лесистые кручи и скальные пики. Эта равнина была и остается сельскохозяйственным центром страны, а потому многочисленные римские города второго плана, рассеянные по ней и окружавшие ожерельем Карфаген, исчезли, скрылись под позднейшими наслоениями и застройкой современных пригородов и городков. Получилось, что ни центра римской Африки, ни его окружения мы увидеть не можем.

Тубурбо-Майус. Портик Петрониев. III в.

Ситуацию исправляет стоящий уже в холмистых предгорьях город Тубурбо-Майус (был еще неподалеку Тубурбо-Минус, то есть Малый Тубурбо, но его остатки съел и скрыл современный городок Тебурба). Перед нами пример римского города средней руки: среди его руин можно найти триумфальную арку, руины нескольких храмов, мощные стены терм с мозаичными полами, театр. Нет только городских стен, отсутствие которых объясняет упадок города уже в III–IV вв. и его превращение в деревню в V в.: варвары из глубины Африки жить здесь спокойно не давали.

Капитолий в Тубурбо-Майус. II в.

Обычность города, его «примерный» набор сооружений и его типичный характер еще острее дают почувствовать красоту классической римской архитектуры – даже в провинции, даже в руинах. Всего один ряд колонн остался от Капитолия, стоявшего на площади форума, но и этот ряд, и лестница, и массивный стилобат с рустованными квадрами говорят о силе воздействия государственной, имперской архитектуры Рима. Архитектуру частную великолепно представляет портик Петрониев – мраморная колоннада, подаренная местной семьей Петрониев для городской палестры – гимнастического зала, расположенного перед входом в одну из бань. Колонны серого с прожилками мрамора и беломраморными коринфскими капителями несут антаблемент с надписью по фризу. Хотя этот портик и собран археологами после раскопок, он производит сильное впечатление своим изяществом и столичным качеством, которого заказчики достигли пригласив незаурядного зодчего из более крупного центра.

Загуан. Нимфей в начале акведука. II в.

Акведук от Загуана к Карфагену. II в.

Неподалеку от Тубурбо-Майуса, в полого спускающихся к Карфагену полях видны длинные фрагменты арочного акведука, ведшего к столице Африки. Где-то арки рассыпались, а где-то поднимаются на первоначальную высоту и несут перекрытый сводом канал искусственного ручья, снабжавшего водой африканский мегаполис. Этот акведук начинается в горах, в городе Загуане, древней Зике, где источник, питающий трубу, через 100 км доходившую по акведуку в Карфаген, оформлен в виде храма, монументального нимфея. Этот памятник воде устроен в виде полукруга, образованного скругленными крыльями, отходящими от маленького храма в середине. Даже в разрушенном виде этот нимфей великолепен, это значительный памятник римской архитектуры эпохи императора Адриана (117–138), которая характеризуется смелыми плановыми решениями, сочетанием изящества и монументализма, а также широким применением зрительно легких сводов-оболочек.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов
Руины Проконсульской Африки

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна