|
|
Путешествие
Владимир Седов
Руины Проконсульской Африки
XX-MMVI - 10.03.2007
Дугга. Храм Юноны Целестис. III в.
Дугга и Мактар – нумидийские твердыни под римским владычеством
Эти два города, вернее их руины, лежат
на разных склонах гор Малого Атласа,
отделяющего достаточно влажную северную часть Проконсульской Африки от
засушливых южных земель, постепенно
переходящих в пустыню. Их объединяет не только горное расположение, но
и сильный нумидийский пласт, определивший особенный характер этих
поселений: хаотическую планировку,
которую римляне только подправляли,
и постоянную оглядку на прошлое. Это
в основном римские города, но с сильнейшей местной подложкой, субстратом,
питавшем своеобразие городов как в Африке, так, например, на римском Востоке.
Театр в Дугге. II в.
Расположенная на северных склонах
гор Дугга (или Тугга) имеет самые выигрышные «первоначальные данные»: она
спускает по склону естественного амфитеатра, обращенного в речную долину. Узкие
и кривые улицы нумидийского города
вьются по круче, среди них то тут, то там
возвышаются основания триумфальных
арок, монументальных терм с внутренними аркадами и крупных городских
домов с колоннадами дворов. Римляне
почти ничего не привнесли в хаос этой спутанной сети улиц и беспорядочной нарезки
участков. Но они внесли в эту хаотическую
структуру несколько акцентов, подчеркнувших и рельеф, и беспорядочность
застройки, и особый оттенок местной
культуры. На окраине города на вершине
холма они выстроили театр с украшенной
великолепной колоннадой скеной, а в центре города, тоже на вершине склона,
устроили «площадь Ветров», глядящую
в долину на площадку, на которую выходит фасад Капитолия. Этот Капитолий
представляет собой довольно распространенный в римской архитектуре храм
коринфского ордера типа простиль, то есть
с колоннадой с одной торцовой стороны,
но пропорциональность колонн и всего
здания, ясность деталей и благородство композиции заставляют задуматься
над самой природой античного зодчества. В повторяемых типах зданий за счет
скрытой от поверхностного взгляда работы
с нюансами ордера и пропорциональных изменений зодчие Средиземноморья
достигали эффекта открытия, здание
получалось индивидуальным, несмотря на
типичность всех его составляющих.
Термы в Мактаре. II в.
Руины Мактара
Стоящий на горе Капитолий представляет один полюс Дугги, другой же
образует мавзолей нумидийского царя,
поставленный еще в доримское время
на окраине старого города у подножия холма. Этот странноватый объект
получился в результате подражания
эллинистическим мавзолеям, что видно
и из ярусной структуры, и из особеннотей ордерной системы, и из пирамиды
наверху, и из скульптурных квадриг на
фасадах. Но эти части сложены в необычное целое, в котором проглядывает пуническая или нумидийская дикость,
варваризм этого края, учившегося
ордерности у греков Ливии и Египта,
а потому использующего как странные
провинциальные формы (обобщенные
капители на углах верхнего яруса), так
и простые «египетские карнизы».
Мактар. Городской акведук
В Мактаре, находящемся на южном
склоне гор, планировка нумидийского
города была тоже достаточной свободной, но рельеф здесь не столь крутой,
а потому ощущение более спокойное: на
пологих холмах, с которых открывается
вид в долину, стоят две основные вертикали: мавзолей и триумфальная арка.
Ярусный и стройный нумидийский мавзолей, выстроенный несколько позже
мавзолея в Дугге, может быть даже уже
в римское время, но еще в местных традициях, стоит на окраине, недалеко от
него к городу подходит арочный акведук.
А мощная триумфальная арка императора Траяна (116 г.), какая-то намеренно
суровая и простая (несмотря на высокое
качество деталей) стоит на форуме как
свидетель колониального характера римской культуры в Нумидии.
<<вернуться
далее>>
|
|
|