|
|
Путешествие
Вдадимир Седов
Трапезунд: столица
Понта
XIV-MMV - 31.08.2005
Образ города
Море и горы здесь смыкаются довольно
близко, оставляя неширокую полосу, на которой расположена нижняя, торговая
часть Трапезунда и пригородные монастыри. В эту полоску с юга вторгаются
отроги гор, на одном из таких отрогов,
постепенно понижающемся к морю,
между двумя ущельями и стоит древняя
часть города. Эта древняя часть окружена стенами и разделена стенами же
на три части: Акрополь, Средний город
и Нижний город. К западу от нижнего
города раскинулся посад, не укрепленный стенами, но охранявшийся с моря
двумя замками, бывшими одновременно
западными торговыми факториями, –
венецианским и генуэзским. От замков
остались только незначительные следы,
а посад и Нижний город застроены
современными бетонными зданиями
в несколько этажей, стоящими на узких
средневековых улицах, так что здесь
только редкие сохранившиеся византийские храмы, превращенные в мечети,
да отрезки стен и башни говорят о том,
что мы в древней части поселения. Но
выше, в Среднем городе, ситуация меняется: стены и башни над пропастями
здесь хорошо сохранились, застройка
невысокая и во многом еще деревянная, османская, так что зритель видит
город если не в первозданном виде, то
в романтическом обличье, в котором
можно увидеть и главный собор, и ворота, и остатки домов, – и все это только
прикрыто турецкими наслоениями. Еще
выше, в Акрополе, стоят еще монументальные остатки императорского дворца
с запутанной планировкой и сложно-составленными объемами. А от дворца за
ущельями видны целые улья бетонных
домов и деревянных домишек в предгорьях, минарет над мечетью, которая
когда-то являлась пригородным монастырем святого Евгения, покровителя
города, остатки скальных монастырей в обрыве гор, высящихся над Акрополем. В другую сторону внизу – море
за крышами Нижнего города.
В этом городе чувство тревоги не
покидает путешественника ни на миг:
все кажется, что ты, конечно, здесь, но
должен вот прямо сейчас вглядеться в настоящее и освободить его от шелухи,
попытаться прочувствовать бег старых
улиц, взаимоотношение церквей, силу
стен, роскошь садов пригородных монашеских обителей. Этот реставрационный,
реконструктивный импульс действует
постоянно, но не мешает видеть нынешний
город, с его плотным движением, бойкой
торговлей и уютными чайными садиками.
Он не мешает, а даже помогает смотреть на
древние храмы, внутреннее пространство
которых и составляет самое главное богатство Трапезунда.
Церковь Св. Анны
Общий вид
Алтарная часть
Античная скульптура
над входом в церковь
Св. Анны
Средневизантийские храмы
Памятники этого времени, то есть VIII–XII веков, все имеют очень скромный
внешний вид – как большие храмы с куполами, так и базилики. Это небрежение
к внешнему, фасадному свойственно средневизантийской архитектуре вообще, но
в Трапезунде оно приобретает особый оттенок нарочитости: храмы здесь сложены из
тесаного плотного камня, который можно
очень тщательно обработать (что мы
видим в памятниках времени Трапезундской империи), но почему-то фасады были
оставлены без декоративной обработки.
Храмы Трапезунда этого времени
принадлежат к двум типам: это базилики и храмы крестово-купольной
системы. Относительно вторых тоже
думали, что они первоначально были
базиликами и лишь затем их переделали в тип вписанного креста с куполом
над средокрестьем, но эта версия остается всего лишь шаткой гипотезой
и вряд ли когда-нибудь будет доказана.
Хрисокефалос
Общий вид с северо-востока
Алтарная часть
Интерьер Хрисокефалос. Вид с хор
Вид на боковые хоры
В городе на посаде сохранились две
базилики: святой Анны (построена в IX
веке) и базилика, первоначальное название которой не сохранилось и ее называют
по имени мечети, в ней разместившейся, –
Накип Джами. Церковь святой Анны
и выглядит как базилика – с приподнятым
средним нефом, тогда как Накип Джами
имеет равные по высоте три нефа, разделенные всего четырьмя мраморными
полированными колоннами, так что
видно, что это, конечно, базилика, но подвергшаяся атаке со стороны центрических
четырехколонных храмов, а потому такая
короткая и такая уже не продолговатая, не
базиликальная, а центрическая.
Базиликальные храмы не идут ни
в какое сравнение с двумя храмами типа
вписанного креста: с соборным храмом Богородицы, называвшимся Хрисокефалос (Златоглавым), и монастырским
храмом святого Евгения, расположенным уже вне стен – на отрогах гор. Оба
этих храма не имеют точных дат, но
они, вероятнее всего, построены в X–XII
веках, причем Хрисокефалос несомненно
несколько раньше святого Евгения.
Хрисокефалос является одним
из великих храмов средневизантийской архитектуры. По своим размерам,
по количеству столбов, по развитости
и обширности хор, расположенных на
втором ярусе храма, по игре пространств
и сводов, по всему этому пластическому
и композиционному богатству этот
храм принадлежит к главным византийским памятникам, от которых как
круги по воде расходятся подражания и перепевы, из которых берутся
цитаты и которые дают ключ к пониманию равных по масштабу памятников.
Вглядываясь в массивные и «колючие» крестообразные столбы Хрисокефалос,
в ее простые коробовые своды, в ее пониженные относительно сводов подпружные
арки, настойчиво членящие пространство
на доли, наконец – глядя на протяженные хоры, П-образно обходящие храм,
но особенно распространенные на западе,
начинаешь мучительно припоминать что-то уже виденное, какой-то очень знакомый
памятник. Потом на память приходит
похожий образ, и это – София Киевская.
Оказывается, что все перечисленные
черты есть и в этом древнерусском храме,
сооруженном в начале XI века византийскими мастерами. Но если раньше думали,
что эти мастера были из Константинополя, то теперь можно предположить, что
среди строителей, работавших по заказу
князя Ярослава Мудрого в Киеве, были
и мастера, знакомые с архитектурой Трапезунда и Понта или даже происходившие
оттуда. Эта неожиданная связь Трапезунда
и Киева заставляет задуматься и о том, что
многие перечисленные выше черты Хрисокефалос стали чертами всей древнерусской
архитектуры, так что влияние столицы
Понта могло быть очень значительным.
Это влияние и собственные достоинства
внутреннего пространства соборного храма
Трапезунда и его митрополии делают
Хрисокефалос ключевым памятником восточного и южного Причерноморья.
Храм святого Евгения, который
иногда датируют XIV веком, показывает
примерно те же формы, что и Хрисокефалос. На наш взгляд, он построен в XI–XII
веках и был репликой храма Хрисокефалос, но он не имеет хор, его западные
столбы были когда-то колоннами и лишь
потом получили ту странную форму,
которую имеют сейчас. В этом парадном
пространстве, угловатость и разделенность
которого на доли и ячейки напоминает
и Хрисокефалос, и Софии Киева и Новгорода, можно еще раз ощутить основные
принципы средневизантийской архитектуры Трапезунда и Понта: не скрытые,
а показанные мощь и тяжесть каменной
кладки, разделенность на части, а не слитость воедино, граненость и угловатость,
а не обтекаемость и дематериализующая
округлость. Все это, столь родственное
храмам Древней Руси, дополняется еще
и формами, которых нет в древнерусских памятниках – повышающимися
ступенчато узкими подпружными арочками, украшающими (а не несущими)
основание барабана. Эта форма, которая
есть и в Хрисокефалос и в последующих
памятниках, является отличительным
«знаком» Понта и встречается также
в архитектуре Грузии и Абхазии.
<<вернуться
далее>>
|
|
|