приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Дмитрий Швидковский
Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков
V-MMII - 30.11.2002

Колледж Олл Соулз. Главный двор. В основном создан в конце XV века.

К счастью, историки архитектуры в Оксфорде не испытывают недостатка в письменных источниках, и о каждом здании все известно. Сохранились сведения не только о ходе строительства, роли заказчиков, но и о дискуссиях членов колледжей, предшествовавших принятию архитектурных решений. Впрочем, аргументы в пользу предпочтения готического или классического стиля в течение полутысячи лет менялись не слишком принципиально. Начиная с эпохи Возрождения, запоздавшей в Англии по сравнению с Италией примерно на сто лет, те, кто изучал классические дисциплины – латынь, древнегреческий и соответствующие философию и литературу, – стояли за обращение к Витрувию. Теологи и многие представители точных наук предпочитали сохранение привычных средневековых форм. Они утверждали, что если поступить иначе, то нарушится единство характерного облика колледжей и всей университетской части Оксфорда. Можно даже заметить некую закономерность. Готика предпочиталась при коллегиальном решении. Классические мотивы появлялись чаще в тех случаях, когда здания возводились на средства благотворителей. Они сами или их душеприказчики стремились запечатлеть свой вклад в более запоминающихся, новых, но обязательно «ученых» формах, служивших классическими аллегориями прославления науки. Однако даже в этих случаях готика и классика переживали в оксфордских зданиях самые странные превращения, проникая одна в другую и создавая фантасмагорические сочетания.

Бодлеанская библиотека. Внутренний двор. 1612–1637 гг.

Готике Оксфорд обязан возникновением колледжа как характерного архитектурного типа. Непременный quadrangle – прямоугольный двор с башней над воротами – окружали жилые корпуса, резиденция главы колледжа (именуемого в каждом из старых колледжей по-разному: президент, декан, хранитель), гостиные для ежедневного общения ученых (Сommon room), холл для церемониального вкушения пищи и общих собраний, часовня, библиотека. Службы и кухни располагались на периферии и не обязательно в строгом порядке. Когда колледж вырастал или получал в наследство много денег, строили следующий двор и переносили туда часть жилых помещений и нередко – библиотеку. В принципе такая схема не слишком отличалась от устройства средневековых английских монастырей. Кстати, надо сказать, что члены оксфордских колледжей получили право жениться лишь в конце XIX века. (Произнесение латинских молитв до и после обеда, а также ношение мантий, скроенных по моде позднего Средневековья, при всех публичных оказиях обязательно и сегодня.) Хотя аналогии с монастырской жизнью вполне уместны, в архитектурном отношении есть существенные отличия. Главенство храма, обязательное для любого средневекового аббатства, в оксфордских колледжах отсутствует. Часовня, библиотека и холл обычно оказываются близкими по размерам. И даже находящийся в колледже Крайст Чёрч кафедральный храм Оксфорда, начатый в романском стиле и законченный в формах готики XIV века, скрыт постройками огромного главного двора и уступает по размерам более позднему зданию холла.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Архив

     

30.11.2002 V-MMII
Дмитрий Швидковский
Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна