приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Дмитрий Швидковский
Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков
V-MMII - 30.11.2002

Колледж Олл Соулз. Главный двор. Реконструкция облика в конце XVII века с солнечными часами, установленными по проекту Кристофера Рена в 1658 году на стене часовни. (Автор – Джон Симмонс).

В художественном отношении среди построек средневекового Оксфорда господствуют формы светской готики, где преобладают горизонтальные линии, наличники над окнами в «прямоугольном» стиле, крепостные зубцы, венчающие карниз. Как ни странно, в этом городе, где процветала средневековая богословская наука, сравнительно мало чувствуются стремление ввысь и духовная напряженность готических образов. Скорее здесь преобладает «успокоенная» ипостась средневекового зодчества, говорящая о мирном и неизменном течении ученой жизни. Так продолжалось вплоть до конца XVI века.

Бодлеанская библиотека. Башня, украшенная пятью ордерами. 1612–1637

Мерное развитие оксфордской архитектуры нарушило событие, со строительством вовсе не связанное. Университетская библиотека процветала, когда существовали только рукописные книги. После распространения книгопечатания стали быстро развиваться библиотеки в отдельных колледжах. Дело дошло до того, что в 1550 году университетская библиотека была вовсе закрыта. В 1590-х годах воспитанник одного из старейших колледжей – Мертона – сэр Томас Бодли женился на богатой вдове и решил увековечить свое имя воссозданием главного собрания книг в Оксфорде. В 1610 году университет заключил соглашение с гильдией книгопечатников о том, что ему будет предоставляться экземпляр каждой публикации, появляющейся в Англии. Библиотека получила название Бодлеанской и быстро превратилась в одну из крупнейших в Европе. Вследствие все увеличивавшегося числа поступавших в нее изданий потребовалось новое здание, которое и было завершено к 1637 году. Оно было исполнено местными мастерами, а характер его архитектуры определил тот же Бодли. И, пожалуй, трудно найти пример более оксфордского подхода к сочетанию готики и классики.

Водэм колледж. Вход в восточную часть переднего двора. 1610–1612

Ученые теряются в определении стиля этого сооружения. То ли оно представляет собой выживание готики в Англии эпохи Иниго Джонса, то ли уже началось возвращение к ней, то ли здесь отражается запоздавшее в Оксфорде рождение классических образов – никто решать не берется. Во всяком случае ясно, что была создана предельно регулярная планировка: огромный прямоугольник, замкнутый вокруг квадратного двора, строго ориентированный по сторонам света. С запада, точно на средней оси нового здания, стояла старая библиотека, а в восточной части была возведена над воротами высокая башня. Здесь размещалась в то время не только библиотека, но и Школы богословия – во множественном числе, поскольку это были школы нескольких степеней и к тому же в них преподавали самые разные предметы – от философии до музыки и даже анатомии.

Бодли пожелал сохранить черты старой библиотеки XIV века, и все здание ощетинилось высокими пинаклями, поставленными над крепостными зубцами. Зубцы служили отнюдь не оборонительным целям – они являлись символом самоуправления университета. Этажи во дворе были разделены отчетливыми горизонталями карнизов, и в то же время вся стена над главным входом была исчерчена тоненькой стрельчатой аркадой. Зато башню с ее остроконечной готической короной украсили сразу пятью ярусами классических ордеров. В точном соответствии с голландским изданием трактата Виньолы, снизу вверх: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный. Увы, оксфордским мастерам не удалось удержаться от того, чтобы не покрыть пьедесталы этих римских колонн некими изощренными узорами, которые проще всего назвать маньеристическими. И к готике было здесь проявлено почтение, и книжные знания об античности засвидетельствованы для Англии начала XVII столетия в полной мере. Подобное сочетание различных стилистических тем после этого вошло в моду и распространилось на новые здания колледжей Водам (Wadham) , Сент – Джон, церковь Сент – Мери на Хай-стрит. Причем, если готические элементы оставались все теми же, то классические быстро превратились в более декоративную, чем архитектура позднего Средневековья смесь барочных и маньеристических мотивов. Так продолжалось вплоть до английской революции середины XVII века.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Архив

     

30.11.2002 V-MMII
Дмитрий Швидковский
Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна