|
|
Путешествие
Вдадимир Седов
Трапезунд: столица
Понта
XIV-MMV - 31.08.2005
Следует сказать несколько слов о фрагментах фресок, сохранившихся
в интерьере храма Софии. Эти фрески восполняют пробел в наших знаниях о стиле
византийской живописи середины XIII века и о манере трапезундской школы
живописи, образовавшейся, видимо, после основания империи, но, может
быть, имевшей и более раннюю историю. Но, помимо академической ценности, эти
фрески имеют и общее, открыто-художественное значение: расположенные
в нижней части барабана взволнованные ангелы напоминают готовящуюся
взлететь стаю птиц и своей закольцованной динамикой создают одну из самых
сильных сцен в истории восточно-христианской живописи вообще.
Два сохранившихся бесстолпных храма, относящиеся, вероятно, к XIV
веку, показывают особенности трапезундского понимания пространства
и трапезундский подход к фасадному декору. В церкви Филиппа мы видим
план храма с угловыми столбами, помещенными в углах, и с рядом арочек,
несущих высокий барабан. Внутреннее пространство сводится к башнеобразному,
стаканоподобному помещению, в котором может поместиться всего несколько
человек, буквально вынужденных обращать взоры вверх в этом вертикальном
зале, завершенном куполом. К вертикализму внутреннего пространства,
определяющему вертикальность силуэта храма извне, добавляется сложная резная
декорация, которая в этом храме сохранилась только на барабане: она включает плетенки и бровки. В
результате получается храм-скульптура, великолепно
оформленный извне и сосредоточенно вертикальный внутри.

София в Трапезунде.
Северный притвор

София. Резьба южного притвора

София. Ранняя капитель южного притвора

Остатки средневизантийского (X−XII вв.) храма с
севера от Софии

Монашеские склепы у стен Софии

София. Интерьер. Вид с хор

Интерьер Софии

София. Фрески притвора

Подкупольное пространство Софии
<<вернуться
далее>>
|
 |
|