приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Вдадимир Седов 
Трапезунд: столица Понта 
XIV-MMV - 31.08.2005

Следует сказать несколько слов о фрагментах фресок, сохранившихся в интерьере храма Софии. Эти фрески восполняют пробел в наших знаниях о стиле византийской живописи середины XIII века и о манере трапезундской школы живописи, образовавшейся, видимо, после основания империи, но, может быть, имевшей и более раннюю историю. Но, помимо академической ценности, эти фрески имеют и общее, открыто-художественное значение: расположенные в нижней части барабана взволнованные ангелы напоминают готовящуюся взлететь стаю птиц и своей закольцованной динамикой создают одну из самых сильных сцен в истории восточно-христианской живописи вообще.

Два сохранившихся бесстолпных храма, относящиеся, вероятно, к XIV веку, показывают особенности трапезундского понимания пространства и трапезундский подход к фасадному декору. В церкви Филиппа мы видим план храма с угловыми столбами, помещенными в углах, и с рядом арочек, несущих высокий барабан. Внутреннее пространство сводится к башнеобразному, стаканоподобному помещению, в котором может поместиться всего несколько человек, буквально вынужденных обращать взоры вверх в этом вертикальном зале, завершенном куполом. К вертикализму внутреннего пространства, определяющему вертикальность силуэта храма извне, добавляется сложная резная декорация, которая в этом храме сохранилась только на барабане: она включает плетенки и бровки. В результате получается храм-скульптура, великолепно оформленный извне и сосредоточенно вертикальный внутри.

София в Трапезунде.
Северный притвор

София. Резьба южного притвора

София. Ранняя капитель южного притвора

Остатки средневизантийского (X−XII вв.) храма с севера от Софии

Монашеские склепы у стен Софии

София. Интерьер. Вид с хор

Интерьер Софии

София. Фрески притвора

Подкупольное пространство Софии

<<вернуться       далее>>

вверх

 Архив

     

31.08.2005 XIV-MMV
Вдадимир Седов
Трапезунд: столица Понта

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна