|
|
Путешествие
Николай Лызлов:
«Это текст на моем языке»
VI-MMIII - 30.04.2003
Расписанные интерьеры в помпейских домах
делают их какими-то очень «своими». Это единственные римские развалины,
в которых вдруг проявляется естественное для европейца ощущение
человеческого масштаба
О.Р.
То есть, хотя в Помпеях нет шедевральных памятников, вам это казалось близко,
поскольку все построено в рамках ваших архитектурных норм?
Н.Л.
Все очень антропоморфно. Другой город в контексте другой цивилизации –
азиатской ли, африканской – может быть устроен по-другому, может, для них это
будет удобно. Но в Помпеях все абсолютно адекватно тому сложившемуся
представлению о городе, которое всегда с тобой. С профессиональной точки зрения
здесь мало что нужно домысливать, мало что утрачено, все очевидно. Во всем какая-то полнота, нет разве что общественного
транспорта. Ну и конечно, это очень красивый город,
изумительные детали, поражает наполненность этого всего искусством.
Здесь есть все, что необходимо для памятника архитектуры. Не отдельно
стоящей красивой вещи, а архитектуры пространственной, градостроительной,
состоящей из разных элементов. Здесь язык – это улица, площадь, стена фасадов.
Все остальное тоже есть, но это очень важное, и сделано это очень красиво.
Тут приятный, правильный масштаб, если подбирать аналогии в современной
архитектуре, то для меня это финский масштаб, не большой и не маленький.
Масштаб, адекватный человеку, – я говорю о главной площади Помпей. Легко
домысливается высота окружающих ее домов, хороши все пропорции и
соотношения – размера площади и неба. Небо, кстати, – важная городская
характеристика, и здесь его ровно столько, сколько нужно. Нужно для того, чтобы,
с одной стороны, ощутить себя защищенным в городской среде, а с другой –
воспринять красоту всех окрестностей. Чтобы не выпасть из города слишком
быстро, как происходит в деревне, не раствориться в природе, но в то же время
все время о ней помнить – чего нет в любом современном мегаполисе, где природа
существует только в виде скверов.
О.Р.
Как вы думаете, это город общественной или частной жизни?
Н.Л.
Здесь все в очень хорошей пропорции, в том числе и соотношение общественной
и приватной жизни. Есть ощущение, что первая преобладала, но это может быть
потому, что мы ходим здесь в основном по общественным местам.
Начинаешь думать, что, наверно, все римские города были такими, просто
им не повезло, неблагодарные потомки их затоптали, а этот дошел до нас в наименее
искаженном виде, здесь подлинное представление об их жизни. Но если
из Рима сюда ехали пожить, то возможно, что и тогда этот город был уникальным,
и ничего подобного нигде не было, что им удалось именно здесь сделать идеальную
архитектуру, а все остальное и не стоило того, чтобы сохраниться. Хотя больше
импонирует первое заключение – просто это был золотой век архитектуры, и вся эта
земля была усеяна такими городами.
<<вернуться
далее>>
|
|
|