приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Сеогей Ходнев
Прозрачная слава
I-MMI - 29.10.2001

Византийское влияние, ясно читаемое едва ли не во всех гранях сложного образа Венеции, сказалось в еще одной важной для республики сфере трудов стекольных мастеров: производстве мозаичной смальты, которой в качестве художественного материала не только пользовались здесь - вразрез с остальной Европой - почти что до самого конца венецианской государственности, но и экспортировали ее уже позднее, когда европейские вкусы на сей счет (не в последнюю очередь благодаря венецианским же мозаикам) изменились. 

Настольная лампа "Токада".
Коллекция фабрики "La Murrina"

Люстра "Астролябия".
Коллекция фабрики "La Murrina"


Однако похоже, что торжественность, сакральность и красноречие стекла, ставшего смальтой, впечатляли венецианцев меньше, чем те, казалось бы, скромные качества, которые вызывали перекличку с водой и ее оптической неоднозначностью - прозрачность и отражение. Недаром так лелеяла республика соответствующие know-how - секреты производства оконных стекол, оптики (которую на Мурано стали производить практически с самого водворения там стекольных заводов, с конца XIII в.) и прежде всего зеркал. В какой-то степени парадоксально то, что «несовременная» («нестеклянная») Венеция в действительности сама большого размера, сделать первые шаги к широкому использованию остекления. Собственно говоря, уподобление стекла воде менее натянуто и более точно, чем можно подумать. Если спросить мнение физика на этот счет, то в ответ можно услышать, что стекло по агрегатному состоянию вовсе не твердое вещество, а переохлажденная жидкость с очень высокой степенью вязкости. В таком случае не очень удивительно, что некогда, попав в определенные условия, венецианское стекло как явление попросту... испарилось.



Пресс-папье в форме парусников. 
Коллекция фабрики "La Murrina"

Почти параллельно с совершенствованием техники живописи венецианской школы усложняя химические и технические процессы собственного производства к вящей красоте и славе своих изделий, муранские стеклоделы в XVI веке вводят все новые способы декора - окраску стеклянной массы в оттенки красного, голубого, зеленого цветов, травление, гравировку, эмалирование. Одновременно шло и освоение упомянутых новаторских способов производства оконных и зеркальных стекол. Примечательно, что уже в допетровские времена «веницейские» товары занимают одно из первых мест в русском экспорте предметов роскоши: наряду с драгоценными тканями, «сткляницы» (стеклянные сосуды) и «туалетцы» (зеркала) украшают царские и патриаршие покои. Однако распространение секретов дряхлеющей республики было неизбежным; к середине XVIII столетия масштабы конкуренции становятся для заводов Мурано угрожающими. Захват Венеции войсками «гражданина Бонапарта», отречение последнего дожа и последующее вхождение венецианских владений в состав австрийской империи нанесли стеклянной индустрии на Адриатике фатальный удар, лишив ее просуществовавшей добрые полтысячелетия государственной поддержки. К счастью, упадок был недолгим, и уже в 1830-е годы производство начало понемногу возрождаться. В силу объективных обстоятельств избежав автоматизации во времена «промышленной революции», стеклодувы - сберегли большую часть старинных технологий - и в первую очередь знаменитую трубку, через которую из безформенной массы с помощью человеческого дыхания рождается очередной capolavoro, шедевр. Итак, стекло Венеции, исчезнув на краткий по сравнению с его тысячелетней историей период, оправдало свою лагунную «жидкостную» сущность и появилось вновь. Отрадно, что ему удалось вернуться в исходное состояние и, вновь заселив цеха и витрины, доказать, что оно является вещью, заслуживающей куда большего уважения, нежели обыкновенный местный «народный промысел».

<<вернуться

вверх

 Архив

     
 

29.10.2001 I-MMI
Михаил Филиппов
Инородный город

     

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Что мы вывезли из Венеции

     
 

29.10.2001 I-MMI
Сергей Ходнев
Прозрачная слава

     
 

29.10.2001 I-MMI
Илья Савельев
Вечная смальта

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна