приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Несостоявшийся вызов. Эрик Мосс в Петербурге. Григорий Ревзин
IV-MMII - 30.09.2002

Комплекс Новой Голландии с новым корпусом гостиницы. Показана зона коммуникаций

Проект идеально отвечал одной прагматической задаче – сделать строительство Мариинского театра мировым событием в архитектуре, превратить театр в топовый объект современной российской архитектуры и привлечь к нему внимание зарубежных инвесторов. Жест Мосса, при всей его радикальности, сравнительно тактично для подобной архитектуры входил в городскую ткань – ограниченный с двух сторон прямоугольными объемами стеклянный «взрыв» театра занимал четко очерченное положение в прямоугольном квартале, подчеркивая сетку петербургской планиметрии, новые объемы Новой Голландии в силу предельной дистанцированности от архитектуры Валлен де Ла Мота не входили с ней в контакт, позволяя ясно очертить границы истории и нового строительства, не унижая ни того, ни другого. Фактически, проект выступил в роли проверки современного российского архитектурного и не только архитектурного сообщества на способность контакта с сегодняшней архитектурой Запада в ее наиболее остром, «звездном» варианте.

Гостиничный корпус Новой Голландии, поперечный разрез

Проверка показала полную неготовность к такого рода контакту. Уместно процитировать авторитетного противника проекта, одного из лучших российских архитекторов Никиту Явейна (председатель ГИОПа Санкт-Петербурга): «Мосс – раскрученный архитектор. В современную архитектуру проник элемент шоу-бизнеса. Корбюзье или Кваренги никто не назовет звездой, в голову такое не придет. Звезда – если перевести это понятий на русский – покупаемый, тот, чья работа дорого оплачивается, и тот, кто способен вернуть вложенные в него деньги. Да, Мосс – такой архитектор. Профессионал? Безусловно – в своей конкретной сфере. Меня больше всего раздражает во всем этом самоопределение за счет города. Если такой дом построить где-нибудь на Гражданке, никто бы и не заметил, в лучшем бы случае улыбнулись. Тут вся ценность проекта в том, что шум вокруг, журналисты толпой ходят... Какой он крутой, как он по городу громыхнул! У нас говорят: очень легко стать знаменитым. Достаточно построить небоскреб в центре города, и будешь знаменитым. Но это – геростратова знаменитость. А в Новой Голландии – извините, эта позиция выявлена физически, даже физиологически. Там новый дом, который буквально налезает на старый, его насилует, разрушает, ломает в месте насилия. Для Мосса городская среда архитектуры – некий материал для самовыражения. Наш город знаменит тем, что здесь поколениями архитекторы свое честолюбие, свое «я» смиряли, пристраивали. Я вижу определенный героизм архитектуры и архитекторов в том, что у нас не было таких моссов или – что таким моссам мы били по голове. Надеюсь, и будем бить...»

Модель формирования зрительного зала нового здания Мариинского театра. Каждый из объемов имеет четкое функциональное наполнение – места для зрителей, аудитории, рестораны, вестибюли, служебные помещения

Несмотря на поддержку Госстроя, петербургским властям удалось отбить оскорбительную инициативу. Валерий Гергиев, вначале ее поддержавший, предпочел дистанцироваться от Мосса, заявив, что «он поддерживает идею, а не проект», Министерство культуры заняло подчеркнуто нейтральную позицию, и Госстрой вынужден был объявить о готовности проведения конкурса на проект театра. Это уникальный в истории архитектуры конкурс, который объявляется не с целью получения лучшего проекта, а с целью защиты от вторжения чужого проектного мышления.

Вид зрительного зала снаружи. Критики называют это «мешками с мусором», автор – выходом наружу почвенной плазмы Петербурга, как в постаменте фальконетовского памятника Петру I. И в том, и в другом случае этот «взрыв» ограничен жесткой рамой боковых корпусов

Очевидно, этот конкурс во многом поднимет авторитет российской архитектуры, будет способствовать оживлению наших контактов с Западом и российскому вхождению в мировой архитектурный контекст. Что же касается Мариинского театра, то необходимо помнить, что и то здание, в котором он располагается сейчас, является ярким примером результатов героического смирения своего «я» поколениями архитекторов, и его серая архитектура, вероятно, вполне органично будет продолжена тем проектом, который определится в результате конкурса.

<<вернуться

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Левон Айрапетов
Дом «Z» в Подмосковье

   

30.09.2002 IV-MMII
Алексей Бавыкин
Офисное здание фирмы «Жилстройиндустрия» в Большом Сухаревском пер. (Москва)

   

30.09.2002 IV-MMII
Андрей Боков
Спортивно-оздоровительный центр ветеранов Москвы на Б. Екатерининской ул. (Москва)

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Алексей Воронцов
Жилой комплекс «Воробьевы горы» на Мосфильмовской улице (Москва)

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Владимир Колосницин
Уральский региональный центр управления перевозками (Екатеринбург)

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Алексей Козырь
Загородный дом в Подмосковье

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Николай Лызлов
Магазин с кафе в Сокольниках (Москва)

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Игорь Пищукевич
Реконструкция дачи Берии в Подмосковье

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Сергей Ткаченко
Жилой комплекс "Сад Лабитринт" в Спиридоньевском переулке (Москва)

   
 

30.09.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Несостоявшийся вызов. Эрик Мосс в Петербурге

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна