|
|
Несостоявшийся вызов. Эрик
Мосс в Петербурге. Григорий Ревзин
IV-MMII - 30.09.2002
Здание концертного зала Эрика Мосса внутри
реконструированного комплекса Новой Голландии.
Вид с условно обозначенных летних трибун. Внутри
стеклянного бокса находится кирпичный объем, что
превращает само театральное здание в аттракцион
– театр как бы помещен в огромный аквариум
Оба проекта Эрика Мосса разработаны достаточно подробно. Фактически это полностью подготовленные проекты, от которых уже можно переходить к стадии рабочего проектирования. Однако некоторая
специфика прохождения проектов в России привела к тому, что эта работа
оказалась достаточно бессмысленной. Проект Мосса вызвал резкую оппозицию
Санкт-Петербургских архитектурных (и не только архитектурных) властей. Имеет смысл процитировать слова Олега Харченко, главного архитектора Санкт-Петербурга (из интервью «Русскому журналу»):
«Нам предоставлялся всего один шанс: использовать одновременно имя Гергиева, славу Мариинки и возможности города, чтобы создать современный театр.
Нами была разработана технология реконструкции. Она предусматривает, что
старое и новое здания будут объединены мостом через Крюков канал, по которому
можно свободно перемещать декорации. Быстро монтировать их и использовать
на разных сценах позволит наличие девяти так называемых карманов и поворотный круг в новом здании при условии, что
обе сцены находятся на одних и тех же отметках. Это своеобразный театральный
хай-тек, к которому давно пришли крупнейшие сцены мира. Эрик Мосс в своем
проекте этот опыт проигнорировал. У него сцены находятся на разных отметках,
а это означает, что они фактически изолированы друг от друга».
Вид здания концертного зала в Новой Голландии
со стороны входа на верхние уровни
Поскольку Мосса пригласил Госстрой, он не обладал необходимыми исходными
материалами для проектирования – техническое задание на реконструкцию, подготовленное в Петербурге, было для него
недоступно. Фактически он проектировал без согласованной с заказчиком функциональной схемы. Точно так же в Новой Голландии он, опираясь на те материалы,
которые передал ему Госстрой, не учитывал никаких ограничений по охране памятника (весьма спорных из-за сложного
статуса территории, имеющей федеральное подчинение, – городские и федеральные нормы здесь пересекаются и образуют малопонятную конгломерацию).
На совести Госстроя остается приглашение к проектированию в таких условиях,
но в результате при всей подробности разработки проекта он оказался не более чем
упражнением на стилистическую тему, исследованием возможности введения
в ткань Петербурга резко диссонирующей с ней архитектуры деконструкции.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|