|
|
Культура
Розалинда Краусс
Решетки
III-MMII - 12.05.2002
Интересно, что научные работы
по физиологии зрения иллюстрированы решетками.
Необходимо было
показать взаимодействие специфических частиц в непрерывном поле,
это поле трактовалось как модульная
и повторяемая структура решетки.
Таким образом, для художника,
который хотел обогатить свое понимание зрения научной концепцией,
решетка была символом. Поэтому
неудивительно, что она становилась
все более значимым и видимым
элементом неоимпрессионистской
живописи,и Сера, Синьяк, Кросс
и Льюс использовали уроки физиологии зрения.
Чем больше они использовали эти уроки, тем более
«абстрактным» становилось их
искусство; как заметил критик
Феликс Фенеон о работе Сера, наука
превратилась в свою противоположность, в символизм.
Сами символисты оставались
в оппозиции любым связям между
искусством и наукой. Объект в символизме был метафизическим
образом; символизм интерпретировал, а не имитировал реальность.
Поэтому мы могли бы подумать,
что символистское искусство в последнюю очередь воспримет решетку.
Решетка появляется в символистском искусстве в форме окон,
во
вторжении геометрии оконных рам.
Интерес к окнам несомненно восходит к началу XIX в.,
к романтизму (3).
Но в руках художников и поэтов-символистов этот образ превращается в откровенно
модернистский.
Окно переживается
одновременно как прозрачное и светонепроницаемое.
|
3
См. Lorenz Eitner. The Open
Window and the Storm-Tossed Boat: an Essay
in the Iconography
of Romanticism //
Art Bulletin,
XXXVII
(December 1955),
p.281 –290. |
Как прозрачный проводник
света, окно это то, что пропускает
свет – или дух – в темноту комнаты..
Но стекло не только пропускает свет,
оно и отражает его. Поэтому окно
трактуется символистами также как
зеркало – как нечто, что замораживает и запирает существо в пространстве его собственного повторенного
бытия. За каждой решеткой ХХ в.
стоит символистское окно.
По причине своей бивалентной
структуры (и истории), решетка
шизофренична. Я была свидетелем
и участвовала в споре о том, обуславливает ли решетка центростремительное или центробежное существование произведения
искусства (4).
Если рассуждать логично, решетка развивается в бесконечность.
Благодаря свойствам
решетки, конкретное
произведение искусства предстает только
фрагментом, крохотным лоскутком, произвольно выбранным из ткани целого.
Таким образом, решетка действует
из произведения искусства наружу,
составляя наши знания о мире по ту
сторону рамы. Это центробежное прочтение. Центростремительное
направлено от внешних границ эстетического объекта внутрь.
Здесь
решетка – это повторное представление всего,
что отделяет произведение
искусства от мира, от окружающего
пространства и от других объектов.
Решетка – это проникновение границ
мира в произведение, это разметка
пространства внутри рамы.
|
4
Литературы
слишком много,
чтобы приводить
ее здесь полностью, показательной иллюстрацией
этого спора
может служить
статья: John
Elderfield.Grids //
Artforum,X (May 1972), p.52 –59. |
<<вернуться далее>>
|
 |
|