приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Розалинда Краусс
Решетки
III-MMII - 12.05.2002

 

В первые годы ХХ в. сначала во Франции, а затем в России и в Голландии начала формироваться структура, которая стала квинтэссенцией модернистских устремлений всех визуальных искусств. Накладываясь на кубистическую предвоенную живопись и становясь со временем все более строгой, решетка объявляет о литературности, нарративности, дискурсивности современного искусства. Барьер, ранее стоящий между визуальным и языковым искусством, пошатнулся. Искусства, безусловно, дорого заплатили за это достижение, поскольку крепость, воздвигнутая на основе решетки, довольно быстро превратилась в гетто. Все меньше и меньше внимания со стороны арткритики уделялось современным пластическим искусствам.


Пит Мондриан. Композиция с решеткой 3
1918 г.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что ни одна современная эстетическая форма не утверждала себя так основательно. Удивительно не то, какое количество художников посвятило себя исследованию решетки, а то, что никогда ранее это исследование не выбирало менее плодородную почву. Опыт Мондриана демонстрирует, что развитие – это именно то, чему решетка препятствует. Но этот пример никого не пугает, и модернистская художественная практика продолжает создавать новые варианты решетки. Решетка провозглашает новаторство современного искусства двумя способами. В первом, пространственном, она объявляет об автономии сферы искусства. Плоскостная, геометризованная, упорядоченная, решетка противостоит природе, мимесису, реальности. На плоскости она становится средством исключения трехмерности и замены ее на горизонтальное развитие единичной поверхности. Она является результатом действия эстетического закона, а не подражания. Решетка отделяет отношения в сфере эстетики от внимания к природному объекту и считает их решающими. Решетка объявляет пространство искусства автономным, замкнутым и самодостаточным.


Фрэнк Стелла.
Делаварское пересечение. Из серии «Бенджамен Мур». 
1961 г.

Розалинда Краусс – один из ведущих специалистов в области теории современного искусства, критик, куратор, профессор Университета штата Колумбии, США, член американской Академии наук и искусств, член научного общества Института Гуманитарных наук в Нью- Йорке. Основные ее работы, среди которых Terminal Iron Works: The Sculpture of David Smith (Железные клеммы: скульптура Дэвида Смита),1972,The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths (Оригинальность авангарда и другие модернистские мифы),1985, Le Photographique (Фотографическое),1990,The Optical Unconscious (Оптическое бессознательное), 1993, опубликованы на английском и французском языках, некоторые переведены также на немецкий. С 1965 г. Розалинда Краусс регулярно публикуется как критик и теоретик в журналах Artforum, Art International и Art in America. Статья «Решетки» (Grids) написана в 1978 г. и опубликована в книге: Rosalind E.Krauss. The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths. Ldn,1985

Во втором, временном способе, решетка – эмблема модернизма ,форма повсеместная для искусства нашего (курсив автора – Д.П.) века, хотя нигде в искусстве прошлого века ее не существовало. Модернизм был рожден в борьбе с реакционностью искусства XIX в., последняя попытка разбить цепи завершилась успешно. Открыв решетку, кубизм, Де Стиль, Мондриан, Малевич оказались на совершенно новом, ранее недостижимом уровне, они оказались в настоящем, а все остальное – в прошлом.. Можно обнаружить и более ранние примеры решетки. В XV и XVI вв.у Учелло, Леонардо и Дюрера перспективная сетка наложена на мир как арматура. Но перспективные штудии не являются по существу ранним примером решеток. Перспектива была, кроме прочего, наукой о реальном, а не способом ухода от него. Напротив, решетка не наносит пространство комнаты, пейзаж или группу фигур на поверхность картины, а проецирует живописную поверхность саму на себя. Это трансфер, где ничто не меняет места. Физические качества поверхности, можно сказать, наносятся на ее эстетику. И эти два плана – физический и эстетический – оказываются едины по своей сути. Таким образом, основная идея решетки – очевидный и решительный материализм. Однако художники никогда о материализме не говорили. Если мы откроем любой трактат, к примеру «Пластическое искусство и чисто пластическое искусство» или «Беспредметное», мы обнаружим, что ни Мондриан, ни Малевич не обсуждают холсты, краски, карандаши и другие материальные формы. Они говорят о Бытии, о Разуме или о Духе. С их точки зрения, решетка – это путь к Всеобщему, и их не интересует, что происходит внизу в Конкретном. Или, если брать более современный пример, можно вспомнить Эда Рейнхардта, который, несмотря на свой тезис о том, что «искусство это искусство», пришел к тому, что написал серию черных решеток, где этот мотив неизменно превращается в греческий крест. На Западе нет художника, который избежал бы символической силы крестообразных форм и ящика Пандоры, наполненного духовными канонами.

далее>>

вверх

 Архив

     
 

12.05.2002 III-MMII
Розалинда Краусс
Решетки

     
 

12.05.2002 III-MMII
Леонид Таруашвили
Витрувий как художественный критик и человек античности

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна