|
|
Ответ: Артем Дежурко
Лестницы.
Спираль ордера
VIII-MMIII - 31.10.2003
«Мраморный план» Рима.
Вид портиков Октавии, Филиппа и театра Марцелла
Вид южной части Марсова поля с театром Бальби
по топографическому словарю Гатти.
Фрагмент портика Филиппа в левой нижней части рисунка
Вид театра Помпея на плане Родольфо Ланчиани
Forma urbis Romae
Вид театра Бальби на плане Родольфо Ланчиани
Максим Атаянц
Палладио никогда не ошибается
Винтовая лестница со световым колодцем в середине – вещь обыкновенная, и
Брамантова «lumaca», по которой папа Юлий II въезжал верхом на лошади на
третий этаж ватиканского Бельведера, была бы трудно отличима от пандуса в
толще подкупольного пилона, по которому ослики поднимали кирпич и известку на
стены строящегося по соседству собора Святого Петра, если бы не колонны,
несущие, сменяя друг друга, спирально изогнувшийся антаблемент.
Откуда же взялись колонны? Как Браманте пришел к такому неожиданному
решению?
Были ли прецеденты?
Существуют два в равной степени авторитетных мнения: Палладио, описывая композицию Браманте, упоминает в
качестве античного прототипа лестницы в портике Помпея, Вазари приводит в
пример лестницу романской колокольни Сан-Никколо в Пизе.
Кто же прав? Ответ кажется очевидным – пизанская колокольня по-прежнему
возвышается на соборной площади, а тщательные археологические исследования остатков театра и портика Помпея не
выявили никаких следов вышеупомянутых спиральных лестниц.
Все, однако, далеко не так просто. С одной стороны, кроме кампанилы
Сан-Никколо, существует еще лестница венецианского Палаццо Контарини
Даль Боволо, лестница Палаццо Дукале в Урбино, построенная Франческо ди
Джорджо, и эскиз Леонардо, опубликованный Аккерманом.
С другой стороны, свидетельство Палладио, чьи тщательные штудии
римских терм на протяжении четырех с половиной веков сохраняют научную
актуальность, заслуживает более пристального внимания. Точный текст его
выглядит так:
«...В портиках Помпея, находящихся в Риме, по дороге на Пьяцца
Джудеа, также были три витых лестницы, отлично придуманные: так как они
находились посреди помещения, куда свет мог проникнуть только сверху, они были
сделаны на колоннах, благодаря чему свет распространялся равномерно».
Рисунка Палладио не приводит, из текста можно сделать вывод, что сам он
этих лестниц не видел и не обмерял, но никаких сомнений в их существовании
не испытывает. Почему? Ответ находится на страницах трактата Серлио, который
в четвертой главе своей третьей книги публикует план сооружения, называемого
им портиком Помпея, по длинной оси которого располагаются три вышеупомянутые витые лестницы на колоннах. Ясно,
что Палладио заимствовал сведения о лестницах именно отсюда. Как же, однако,
быть с тем обстоятельством, что в портике Помпея, прилегающем к его же театру,
никаких витых лестниц нет и, по всей видимости, не было?
Читаем Серлио: «Это здание, называемое портиком Помпея, или домом Мария,
которое местные жители зовут Портико ди Качабарии, ...находится там, где
проходит дорога, ведущая от Кампо де Фьори к Пьяцца Джудеа». Виа деи Гиббонари, по которой и сейчас необходимо
идти, чтобы от Кампо де Фьори попасть на Пьяцца Джудеа, огибает раковину театра
Помпея с юго-запада, с противоположной от портика Помпея стороны. То есть и
Серлио и, следом за ним, Палладио описывают не театр Помпея, а совершенно
другую постройку. Какую же?
К счастью, для разрешения подобных вопросов существует грандиозный труд
Родольфо Ланчиани – Forma Urbis Romae, план Рима в масштабе один к тысяче, на
котором все сохранившиеся античные сооружения, от Колизея до мелких
фрагментов подпорных стен, тщательно вычерчены в привязке к уличной сети
1890-х годов. Лист 21 – южная оконечность Марсова поля: знакомые очертания
видны сразу и именно на пути от Кампо де Фьори к Пьяцца Джудеа – это Крипта
Бальби – рекреация театра Бальба, играющая ту же роль, что и портик Помпея при
одноименном театре.
Итак, ответ найден? Не тут-то было: археологические раскопки, ведущиеся на
остатках театра Бальба начиная с 1960-х годов, не выявили на месте крипты
ничего, кроме обширного двора, окруженного двойной колоннадой. Тупик.
Последнее средство для прояснения ситуации – Новый топографический
словарь античного Рима, изданный в 1992 году – наиболее авторитетный, на сегодняшний день, справочник, ставит все на свои
места. Ланчиани, вынужденный вести раскопки среди чрезвычайно плотной
средневековой застройки Марсова поля, неверно определил положение театра
Бальба, приняв естественного происхождения перепад отметок за следы его
субструкций, а подлинные субструкции, расположенные в сотне метров к северу, за
остатки цирка Фламиния.
Когда Гатти вернул театр Бальба на его настоящее место, калейдоскоп
Мраморного плана – сотни сохранившихся осколков каменных досок с высеченным
на них в середине третьего века планом Города, образовал, наконец, ясную
картину этой части Марсова поля. В центре между портиком Октавии и
театром Бальба, то есть рядом с нынешней Пьяцца Джудеа, колоннады портика
Филиппа окружают храм Геркулеса Музарума, очертания которого, врезанные
в античный мрамор, слишком похожи на рисунок Серлио, чтобы принять это за
простое совпадение.
Давно пора, однако, вернуться к Браманте. Если античный прототип существовал, означает ли это, что Палладио
прав, и Браманте построил бельведерский пандус «...по этому примеру...»? Один из
самых успешных и авторитетных северо-итальянских архитекторов оставляет
практику и переезжает в Рим, чтобы на шестом десятке потратить несколько лет
на обмеры и изучение древних развалин, после чего немногие оставшиеся годы
проводит в лихорадочном стремлении успеть если не построить, то хотя бы
начать строительство множества зданий, каждое из которых воплощает тот или
иной античный архетип, изменив, практически в одиночку, стилевую
парадигму и создав архитектуру, названную впоследствии Высоким
Возрождением. Скорее всего, именно Браманте исследовал и обмерил остатки
лестниц в «Портико ди Качабарии» перед его окончательным разрушением
– считается, что именно его зарисовки, сохраненные Перуцци, использовал
Серлио в первых книгах своего трактата. А Пизанская колокольня здесь явно не при
чем.
<<вернуться
вверх
|
|
|