|
|
Ответ: Артем Дежурко
Лестницы.
Спираль ордера
VIII-MMIII - 31.10.2003
Мартен ван Хеемскерк Поклонение волхвов. 1534-1535
Сцена происходит на лестнице дворца Бельведер
в Ватикане
Андреа Палладио
Реконструкция театра
Помпея из трактата
«Четыре книги об
архитектуре»
Артем Дежурко
Ордер туда не влезает
В 1512 году Донато Браманте построил
в замке Бельведер в Ватикане башню,
внутренность которой занимала большая
винтовая лестница. С лестницы можно
было попасть на одну из двух галерей,
окаймляющих двор Бельведера и соединяющих замок с папским дворцом. Вторую
галерею, западную, Браманте только
заложил, а достроена она была спустя
полвека. Долгое время пройти из Бельведера во дворец можно было только по той
галерее, к которой примыкала лестница.
Точнее, это не лестница, а пологий
пандус, спиралью обвивающийся вокруг
внутреннего пространства, оставленного
пустым. Край пандуса опирается на
колонны, стоящие одна над другой и
соединяющие по вертикали все его четыре
витка. Перед обычной спиральной лестницей, вращающейся вокруг каменного
стержня, эта конструкция имеет два
преимущества. Во-первых, из-за того,
что ее витки длиннее, она гораздо более
пологая во-вторых, для ее освещения
достаточно света, идущего сверху.
Донато Браманте
План части замка
Бельведер с овальной лестницей. Около 1512 г.
Палладио пишет в первой «Книге об
архитектуре», что Браманте видел подобные лестницы в Риме в портике Помпея,
и приводит их чертеж1. Но это сведение
недостоверно: хотя портик Помпея сейчас
не существует, по немногим сохранившимся фрагментам его план восстановлен,
и в этом плане не находится места для
структуры, нарисованной Палладио.
Вазари предполагал, что Браманте
видел колокольню церкви Сан-Никколо
в Пизе, построенную, по его мнению,
Никколо Пизано (то есть в XIII веке),
внутри которой была лестница почти
той же конструкции, что и в Бельведере,
с ползучими арками на колоннах2. Это
более вероятно. Конструкции такого рода
очень характерны для средневековой
архитектуры. Лестница, спиралью
поднимающаяся по внутреннему
периметру башни, обычна для
средневековых донжонов и колоколен.
В урбинском дворце Монтефельтро есть
винтовая лестница, размещенная между
двумя концентрическими цилиндрами
стен, и, кроме того, есть лестница в
венецианском палаццо Контарини
даль Боволо, похожая на ту, которую
описал Вазари, но опоясывающая башню
снаружи.
После Браманте в XVI и начале XVII
века было построено еще несколько винтовых лестниц на колоннах. Из них самые
известные построены Виньолой на вилле
Капрарола и, вероятно, Борромини в палаццо Барберини в Риме (кто из трех архитекторов дворца – Мадерно, Бернини или Борромини – ее строил, точно не известно).
Эти лестницы парадные, и потому ордер в них крайне уместен. Но столкновение темы винтовой лестницы с ордером
привело к чудовищным трудностям. На фасаде дворца может существовать
несколько ярусов ордера, разделенных непрерывными линиями антаблементов,
а пространство винтовой лестницы ведет себя с ордером как лента Мебиуса: оно
заставляет колонну стоять на том самом антаблементе, который она же и держит.
Донато Браманте
Рисунок перспективы и разреза ватиканской лестницы.
Пытаясь решить хотя бы часть этой проблемы, Браманте вводит в лестнице
Бельведера субординацию ордеров. Каждому ордеру достается один виток,
и в результате, хотя колонны все так же стоят на собственных архитравах, по
крайней мере ни одна из них не опирается на колонну своего ордера. Но в результате
колонны всех четырех ордеров получают одни пропорции и одну высоту. И вдобавок, архитрав у них тоже один.
Создавая лестницу в замке Фарнезе в Капрарола, Виньола отказался от субординации ордеров, полагая, что колонны,
стоящие на собственном карнизе, выглядят менее абсурдно, чем один карниз,
поддерживаемый колоннами нескольких ордеров. Однако, поскольку эта лестница
по размерам намного больше, чем в Бельведере, ей необходимы двойные
опоры, а это поставило перед Виньолой много новых трудностей. Первые, самые
нижние пары колонн стоят на горизонтальном полу, а поддерживают наклонный
антаблемент. Соответственно, колонны в них разной высоты. Затем, когда
колоннада всходит на лестницу, колонны выравниваются в высоте.
Якопо Бароцци ди Виньола
Разрез винтовой лестницы в замке Фарнезе в Капрарола
Винтовая лестница в замке Фарнезе в Капрарола.
Современный вид
Если бы колонны стояли перпендикулярно направлению антаблемента,
подпружные арки, соединяющие их с пилястрами на стене, расходились бы от
них веером, и парные пилястры оказывались бы очень далеко друг от друга, а
значит – на слишком разной высоте. Чтобы этого не произошло, приходится
ставить подпружные арки под углом к линии антаблемента: они отклоняются
от радиальных осей влево, как если бы кольцо колонн слегка повернули внутри
цилиндра стен по часовой стрелке. Но все же подпружные арки не параллельны, и
пилястры стоят друг от друга на большем расстоянии, чем колонны.
В этой ситуации неясно, какая форма должна быть у капителей. У Браманте
они трапецеидальные, но у Браманте нет пилястр по другую сторону лестничного
полотна. Тут, если бы боковые линии абак ориентировались на центр цилиндрического пространства, бросилось бы в глаза
то, что они не согласуются с направлением подпружных арок. С другой стороны,
все-таки следовало бы направить их фасады в центр «колодца», так как иначе
получится, что они будут стоять под углом к антаблементу, да еще и окажутся
смещены друг относительно друга. Виньола поступает так: боковые линии
абак он ориентирует на подпружные арки, а фасады – на антаблемент.
Строитель лестницы в палаццо Барберини, если бы он вознамерился
воссоздать декорацию круглой лестницы Виньолы, неизбежно столкнулся бы,
помимо всех перечисленных неудобств, еще и с необходимостью устраивать
в колоннаде или между пилястрами промежутки разной длины (из-за того,
что эта лестница овальная). Поэтому он оставил стены лестничной камеры
гладкими и, освободив парные колонны от необходимости соотноситься с декорацией
стены, точно согласовал очертания их капителей с геометрией антаблемента.
Оказалось, таким образом, что архитектор, встраивающий в пространство винтовой
лестницы ордерную структуру, к наименее страшным последствиям приходит тогда,
когда упрощает ее до крайней степени.
Примечания
1. Палладио Андреа. Четыре книги об архитектуре. М. 1938. I. С. 75.
2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т.
1. М. 1956. С. 192.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|