|
|
Ответ: Артем Дежурко
Скиты.
Гроты Барокко
VIII-MMIII - 31.10.2003
Грот на вилле в
Монтегуфони. Первая
половина XVIII века
Как уйти от суеты мира
С точки зрения иконографической
программы барочный парк не сильно
отличается от ренессансного и от
классического, и все они восходят к
античным поэтическим описаниям
житья на вилле. Соответственно, оттуда
возникает и грот. В барочном саду, однако
же, появляется совершенно неожиданный
персонаж, который выселяет из грота
тритонов, гениев места, муз и вселяется
туда сам. Это эремит.
К чему это привело – известная
история. Сначала грот переименовали в
эрмитаж. Потом этот эремит потребовал,
чтобы его селили не в пещере, а в
отдельном доме, потом отдельный дом
превратился в садовый дворец-эрмитаж,
потом в городской, и в результате в роли
грота у нас выступает самый большой
дворец Петербурга. Эремиты не отличаются от обычных людей в смысле
последовательного повышения своих
представлений о стандарте жилья.
Но непонятно, откуда они вообще
взялись. На виллах античности никаких
эремитов не было, эремиты – христианские отшельники, пустынники. В эпоху
(но не в садах) Ренессанса они были, судя
по тому, что в самом начале XVII века
папа Урбан VII их запретил, предложив
всем эремитам определиться и жить по
монастырям. Создается ощущение, что
после этого исторического для судеб
отшельничества решения папы Урбана
эремиты непонятным образом переориентировались на жизнь в садах.
Тут стоит обратить внимание на
одно существенное отличие ренессансной
виллы от барочной. Ренессансная вилла
в некотором смысле целиком является
эрмитажем – в полном соответствии с
античной этикой она создана для уединения от забот города и общественной
жизни. Но в эпоху барокко вилла превращается в публичное место, она начинает
заменять собой городской дворец, отсюда
осуществляется правление (Версаль).
Соответственно этому уже внутри виллы
возникает необходимость некой оппозиции публичной сфере, и так возникает
эрмитаж.
Специфика его функции делает его
архитектуру крайне парадоксальным явлением. Грот-эрмитаж – это уже
не природа (как в Ренессансе, где в
гротах обитали силы природы), но
и не архитектура – архитектуре она
противопоставлена. Это третья материя,
третье место, куда можно уединиться
и от архитектуры, и от природы. Образ
платоновской пещеры оказывается тем
местом, которое разрешает парадокс. Это
место, откуда можно взглянуть на мир
извне.
Грот Мариналли на вилле Гардзадори. 1690 год
Артем Дежурко
Пещера Маринали на вилле
Гардзадори да Скио в Костоцца ди
Лонгаре
В конце 1680-х годов Орацио Маринали
(1643–1720), лучший и самый успешный
в то время скульптор области Венето,
делал статуи для парка виллы Гардзадори
да Скио в городке Костоцца ди Лонгаре,
к югу от Виченцы. Камень он добывал
из скалистого склона горы, на которой
стоит вилла, в верхней части сада. К
окончанию работы образовалась большая
каменоломня. Оставлять парк в таком
виде было невозможно, и каменоломню
в 1690 году переделали в грот, придав
ей очертания прямоугольной комнаты
и пристроив фасад с широкими окнами.
Во внутренней стене над входом
Маринали поставил свой бюст. Также
достоверно известно, что он создал
статуи, стоящие в трех нишах напротив
входа, и архитектурный декор этих ниш.
Очевидно, он автор всего сооружения.
Сюжет грота – встреча
упорядоченного и естественного
пространств. Обычный ренессансный
грот, в котором искусственная пещера
располагается за своей рамой, как бы в
следующем слое пространства, самой своей
структурой эту встречу и демонстрирует.
Ее можно показать и по-другому. В Генуе
есть сооружение, которое называется
Гротта Павезе. Это круглое помещение, в центре которого стоят двенадцать столбов,
поддерживающих вырубленный в скале
купол. Пространство между столбами
и стенами грота перекрыто кольцом
коробового свода. И свод, и стены покрыты
бутафорскими сталактитами. Столбы
правильных очертаний и гладкий купол,
покоящийся на них, расписаны фресками.
В центре круглой «пещеры» образуется,
таким образом, подобие беседки. Эта
беседка оказывается еще и на острове,
так как почти со всех сторон, подступая
к самым столбам, ее окружает вода.
Находясь в гроте, человек видит над собой
каменный балдахин, стоящий как бы
независимо от покрытых сталактитами и
погруженных в воду стен пещеры. Хотя
Гротта Павезе устроена намного сложнее,
чем обычный грот эпохи Возрождения,
в ней искусственные и бутафорские
природные формы сочетаются по той же
схеме. Они так же помещены в разные
зоны пространства, только граница между
зонами сделана не прямой, как занавес в
театре или плоскость холста в картине,
а кольцеобразной, как в живописной
панораме.
далее>>
вверх
|
|
|