приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Сергей Ходнев
Саркофаги.
Мавзолей Теодориха
VIII-MMIII - 31.10.2003

Маволей Теодориха в Равенне. 493 г. н.э. Вид со стороны города

Мавзолей Теодориха – загадочная постройка. После совершенства римских построек и рядом с совершенством ранневизантийских она кажется несомненным свидетельством варваризации. Но так – только в ряду купольных построек, где она кажется курьезом на границе профессиональной архитектуры и работы безвестных каменщиков.

В самой Равенне она выглядит прямо противоположным образом. Эта столица после столицы, Рим в миниатюре, выглядит каким-то полустанком между античностью и темными веками, где все сделано аккуратно, просто и доступно, как каталог районной библиотеки. В чем-то это похоже на «Утешение философией» Боэция, придворного Теодориха, уместившего всю античную мудрость в какую-то брошюрку общества «Знание», служившую потом учебником в течение десяти веков.

Здесь мавзолей Теодориха выглядит какой-то квинтэссенцией купольной постройки, формулой того, какой и зачем она должна быть. Когда оказываешься под ее чудовищным, вырубленным из одной плиты куполом, то тяжесть накрывающего тебя камня чувствуешь почти физически. И понимаешь, в чем смысл любого купольного зала. Купол может быть легким, может быть парящим, может быть торжественным, может – подавляющим, но в основе все равно лежит один и тот же образ. Купол прежде всего это пещера, а уже потом все остальное.

Во всех прочих купольных залах, от великих христианских соборов и до Пантеона, этот архетип ощущаешь скорее подсознательно, даже не называя его вслух. Но есть одна купольная постройка, где архетип пещеры выстроен буквально, аккуратно, просто и доступно, и не назвать его невозможно, также как невозможно не ощутить полсотни тонн камня у себя над головой. Эта пещера – мавзолей Теодориха в Равенне.

В 493 году нашей эры посольство сенатора Феста привезло из Константинополя в Равенну, тогдашнюю столицу Италии, древние инсигнии императоров Рима – золотую диадему и пурпурный палюдаментум. Самый шикарный подарок, который мог получить остготский король Теодорих, вновь приведший Италию к подчинению Константинополю. До этого 17 лет регалии цезарей мирно пропылились в столице Востока, куда их за ненадобностью отослал в 476 г. вождь герулов Одоакр, свергший последнего римского императора Ромула Августула. Вот тогдашнюю-то посылку, в отличие от торжественного возвращения регалий, все помнят хорошо: еще бы не запомнить столь наглядной демонстрации финала истории Древнего Рима и начала Средневековья. Но это мы видим в этом финал и начало, а для тогдашних обывателей Западной Римской империи это было довольно ординарное событие. Империя-то все еще мыслилась единой, хоть с двумя императорами, хоть с одним.

До Карла Великого еще далеко, и сейчас варварские короли, получая из Византии патенты на символические звания имперских магистратов, радуются едва ли не больше, чем приобретению новых территорий. Потому что мир тогда имел безусловный центр, иногда, правда, административно двоящийся. Пройдет пара десятилетий после привоза регалий, и Италия будет выглядеть совсем благодушно-идиллической. Это был не то чтобы подъем или расцвет, но такого благополучия Италия не знала со времен Константина Великого. Италийцы были не только совершенно сыты и грамотны; они необычайно дисциплинированны и сознательны для жителей государства, которое, по логике учебников, вступило в полосу полного упадка.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

31.10.2003 VIII-MMIII
Григорий Ревзин
Развивая Платона. Диалог о пещере

   

  Ответ / Пещера

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Сергей Ходнев
Саркофаги.
Мавзолей Теодориха

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Артем Дежурко
Лестницы.
Спираль ордера

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Артем Дежурко
Скиты.
Гроты Барокко

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Сергей Ходнев
Темницы.
«Carceri» Джованни Баттиста Пиранези

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Николай Малинин
Дворы.
Casa Mila Антонио Гауди

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна