|
|
Ответ: Сергей Ходнев
Саркофаги.
Мавзолей Теодориха
VIII-MMIII - 31.10.2003
Мавзолей Теодориха в Равенне. Вид со стороны порта. Мавзолей
Теодориха известен тем, что вместо купола здесь цельная плита. По
мнению одних ученых, это следствие варваризации
Италии, утерявшей строительную технику с приходом варваров,
по мнению других – это иконографический мотив, связанный с
представлением о мавзолее как о гробе, закрытом
цельной крышкой. Как бы то ни было, такая форма
проявляет архетипический смысл любого купольного
здания. Это – пещера
Говорят, что можно было тогда через весь Аппенинский полуостров
прошагать безоружным с мешком золота на плечах и остаться невредимым. Пусть
Рим по-прежнему находится, скажем так, в несколько потрепанном состоянии
(кстати, совсем скоро его восстановят и даже заново обнесут стенами), но там
не только ютятся папы, но и заседает во всем величии своей корпорации Сенат,
на всем пространстве от Сицилии до Альп успокоительно властвуют нормы древнего
Jus Romanum, все так же чинно сменяют друг друга консулы и прочие магистраты,
а при равеннском дворе усердствуют риторы, философы и тончайшие поэты.
Какая разница, что повелитель этого двора – гот, арианин, что он называет
себя не Цезарем, а всего лишь патрицием римлян и наместником того императора,
что сидит на Босфоре? Важно ли все это, коль скоро он правитель просвещенный
и умелый, ревнует о былом величии квиритов и даже свое нелепое остготское
именование Теодорих снабдил, по обычаю, подобием римского родового имени, так
что зовут его Flavius Theodoricus? И он, этот Флавий Теодорих (он же Теудерик,
он же Февдерих византийских хроник, он же Дитрих в «Песни о Нибелунгах»)
начал то, на что решались лишь единицы из римских императоров, коих он числил
своими предшественниками: строительство собственного мавзолея.
В те годы Равенна была морским городом (это сейчас море отступило от нее
на добрые 10 километров). Не обычным портом, а скорее эдакой прото-Венецией:
город, располагавшийся в лагуне, был изрезан каналами и был построен на
сваях. Следуя римской традиции, Теодорих расположил свою гробницу вне черты
тогдашнего города, близ кладбища своих соотечественников-готов. Мавзолей
состоит из двух десятигранников, поставленных друг на друга. Каждая
сторона нижнего украшена арочной нишей, в одной из которых расположен
портал. Внутри – крестообразное в плане помещение с крестовым сводом,
предположительно – часовня. Верхний десятигранник украшен более скромно
(по две еле углубленных прямоугольных ниши на каждую сторону); выше двери
этот уровень неожиданно переходит в барабан, увенчанный плоским куплом,
покоящимся на массивном резном карнизе.
Мавзолей, в отличие от прочих старинных зданий Равенны, выстроен из
привозного материала – камня, который доставляли из Истрии, из тех мест,
откуда в свое время Теодорих двинулся на завоевание Италии. Блоки камня при этом
уложены без всякого раствора (кое-где есть только железные скрепы), более того,
каждый из них обтесан в точном соответствии с тем положением, которое он будет
занимать в кладке: скажем, на углах лежат не по два камня, смыкающиеся
в этот самый угол, а по одному камню с вытесанной идеальной кромкой; блоки,
из которых выложены своды, соединены с помощью особо вытесанных шипов и
пазов, и так далее. При таком отношении к строительству со стороны теодориховых
зодчих как-то странно читать повторяемую во всех учебниках фразу о том,
что в остготские времена решительно все римские строительные технологии
были забыты, мол, даже купол варвары выложить не смогли – неужели люди,
которые-таки смогли выложить крестовый свод нижнего яруса мавзолея, действительно не смогли бы сделать купольный
свод?
Хотя купола, в правильном смысле слова, они действительно не построили.
То, что венчает мавзолей Теодориха – это чудовищных размеров каменная плита,
только обтесанная в виде приземистого купола. Она украшена двенадцатью
«контрфорсами», на каждом из которых выгравировано имя одного из апостолов.
Цельность ее может быть обоснована соображениями чисто символическими.
В сущности, купол здесь – это крышка саркофага, которая всегда делалась из
цельной плиты.
Через весь купол проходит трещина – вероятно, она образовалась еще при
транспортировке или строительстве, но средневековое предание утверждало, что
камень треснул от молнии, поразившей усопшего короля за его арианство. Что
характерно, останков Теодориха в мавзолее и вправду нет. Их выбросили – как раз
за арианство – солдаты Юстиниана.
<<вернуться
вверх
|
 |
|