приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Сергей Ходнев
Саркофаги.
Мавзолей Теодориха
VIII-MMIII - 31.10.2003

Мавзолей Теодориха в Равенне. Вид со стороны порта. Мавзолей Теодориха известен тем, что вместо купола здесь цельная плита. По мнению одних ученых, это следствие варваризации Италии, утерявшей строительную технику с приходом варваров, по мнению других – это иконографический мотив, связанный с представлением о мавзолее как о гробе, закрытом цельной крышкой. Как бы то ни было, такая форма проявляет архетипический смысл любого купольного здания. Это – пещера

Говорят, что можно было тогда через весь Аппенинский полуостров прошагать безоружным с мешком золота на плечах и остаться невредимым. Пусть Рим по-прежнему находится, скажем так, в несколько потрепанном состоянии (кстати, совсем скоро его восстановят и даже заново обнесут стенами), но там не только ютятся папы, но и заседает во всем величии своей корпорации Сенат, на всем пространстве от Сицилии до Альп успокоительно властвуют нормы древнего Jus Romanum, все так же чинно сменяют друг друга консулы и прочие магистраты, а при равеннском дворе усердствуют риторы, философы и тончайшие поэты. Какая разница, что повелитель этого двора – гот, арианин, что он называет себя не Цезарем, а всего лишь патрицием римлян и наместником того императора, что сидит на Босфоре? Важно ли все это, коль скоро он правитель просвещенный и умелый, ревнует о былом величии квиритов и даже свое нелепое остготское именование Теодорих снабдил, по обычаю, подобием римского родового имени, так что зовут его Flavius Theodoricus? И он, этот Флавий Теодорих (он же Теудерик, он же Февдерих византийских хроник, он же Дитрих в «Песни о Нибелунгах») начал то, на что решались лишь единицы из римских императоров, коих он числил своими предшественниками: строительство собственного мавзолея.

В те годы Равенна была морским городом (это сейчас море отступило от нее на добрые 10 километров). Не обычным портом, а скорее эдакой прото-Венецией: город, располагавшийся в лагуне, был изрезан каналами и был построен на сваях. Следуя римской традиции, Теодорих расположил свою гробницу вне черты тогдашнего города, близ кладбища своих соотечественников-готов. Мавзолей состоит из двух десятигранников, поставленных друг на друга. Каждая сторона нижнего украшена арочной нишей, в одной из которых расположен портал. Внутри – крестообразное в плане помещение с крестовым сводом, предположительно – часовня. Верхний десятигранник украшен более скромно (по две еле углубленных прямоугольных ниши на каждую сторону); выше двери этот уровень неожиданно переходит в барабан, увенчанный плоским куплом, покоящимся на массивном резном карнизе.

Мавзолей, в отличие от прочих старинных зданий Равенны, выстроен из привозного материала – камня, который доставляли из Истрии, из тех мест, откуда в свое время Теодорих двинулся на завоевание Италии. Блоки камня при этом уложены без всякого раствора (кое-где есть только железные скрепы), более того, каждый из них обтесан в точном соответствии с тем положением, которое он будет занимать в кладке: скажем, на углах лежат не по два камня, смыкающиеся в этот самый угол, а по одному камню с вытесанной идеальной кромкой; блоки, из которых выложены своды, соединены с помощью особо вытесанных шипов и пазов, и так далее. При таком отношении к строительству со стороны теодориховых зодчих как-то странно читать повторяемую во всех учебниках фразу о том, что в остготские времена решительно все римские строительные технологии были забыты, мол, даже купол варвары выложить не смогли – неужели люди, которые-таки смогли выложить крестовый свод нижнего яруса мавзолея, действительно не смогли бы сделать купольный свод?

Хотя купола, в правильном смысле слова, они действительно не построили. То, что венчает мавзолей Теодориха – это чудовищных размеров каменная плита, только обтесанная в виде приземистого купола. Она украшена двенадцатью «контрфорсами», на каждом из которых выгравировано имя одного из апостолов. Цельность ее может быть обоснована соображениями чисто символическими. В сущности, купол здесь – это крышка саркофага, которая всегда делалась из цельной плиты.

Через весь купол проходит трещина – вероятно, она образовалась еще при транспортировке или строительстве, но средневековое предание утверждало, что камень треснул от молнии, поразившей усопшего короля за его арианство. Что характерно, останков Теодориха в мавзолее и вправду нет. Их выбросили – как раз за арианство – солдаты Юстиниана.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

31.10.2003 VIII-MMIII
Григорий Ревзин
Развивая Платона. Диалог о пещере

   

  Ответ / Пещера

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Сергей Ходнев
Саркофаги.
Мавзолей Теодориха

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Артем Дежурко
Лестницы.
Спираль ордера

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Артем Дежурко
Скиты.
Гроты Барокко

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Сергей Ходнев
Темницы.
«Carceri» Джованни Баттиста Пиранези

   

31.10.2003 VIII-MMIII
Николай Малинин
Дворы.
Casa Mila Антонио Гауди

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна