приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Сергей Ходнев
Огонь—Свет
Барочные фейерверки
V-MMII - 06.11.2002

Начиналось представление с иллюминации: зажигались бесчисленные плошки и фонари, которыми украшалась декорация. Помимо них, широко использовались полупрозрачные транспаранты с нанесенными на них картинами и эмблемами, в нужный момент ярко освещавшиеся с обратной стороны. Транспаранты могли быть статичными или выдвигаться в необходимый по ходу действия момент. Применяли также щиты, на которых из фитилей, пропитанных медленно горящим составом, выкладывались необходимые девизы, лозунги и контурные изображения. Собственно пиротехническая сторона фейерверка заключалась в умелом комбинировании бесчисленных снарядов двух типов – «верховых» (т. е. ракет различных типов) и «низовых» (взрывающихся или горящих на земле), которые закладывались, как правило, в сами декорации. Таким образом, представление шло в двух планах. Наверху разрывались ракеты, производя эффекты вроде огненного дождя, букетов, молний и снопов. Внизу, на площадке, били огненные фонтаны разных размеров и цветов, текли каскады «бриллиантовых» искр, горели яркие «светила», вертелись «мельницы». В воду пускались особые снаряды в виде сирен, лебедей, китов, тритонов и т. п., которые, пылая, метались по поверхности воды, временами «ныряли», а потом эффектно взрывались.

Фейерверк в честь Нового года. Москва, 1749. С гравюры сер. XVIII в.

Одновременно запускались далеко не все снаряды. Последовательность пиротехнических приемов тесным образом зависела от сценария, от необходимости обратить внимание публики на тот или иной образно-аллегорический аспект. Помимо перечисленных компонентов, зачастую применялись и более сложные механические приспособления, вносящие в представление большую динамику: гении, ангелы и птицы, «летящие» по натянутой проволоке, изрыгающие пламя движущиеся геральдические животные и т. д. Несмотря на всю зрелищность упомянутых приемов, основной заботой устроителей было не столько потешить и развлечь людей неким зрелищем, сколько сообщить огромное количество идеологических постулатов, которые освящали данное празднество. Как правило, это достигалось повышенной концентрацией в визуальном ряду аллегорических изображений, эмблем, девизов и т. п. Их мудреный язык часто не был понятен даже образованным слоям публики; поэтому уважающий себя зритель фейерверка заботился приобрести своеобразную «программку» – брошюру, где архитектурная декорация и все картины фейерверка были пронумерованы, описаны и истолкованы.

Представление о барочном фейерверке, подлинном синтезе искусств, будет неполным, если мы забудем о его звуковой стороне. Вообще-то она была чудовищна – грохот тысяч взрывов, свист и шипение снарядов дополнялись ритмом артиллерийского салюта. Но изощренность фейерверочных программ категорически требовала придать этому звуковому хаосу (который к тому же сложно выносить на протяжении четырех часов) более музыкальный характер. Для этой цели огненные представления сопровождались исполнением подобающей случаю торжественной и бравурной музыки, для чего сгонялись гигантские по тем временам оркестры, насчитывавшие многие и многие десятки музыкантов. Знаменитая «Музыка для королевского фейерверка» Г.Ф.Генделя, сопровождавшая празднование английским двором Аахенского мира в апреле 1749 г., потребовала сорок одних лишь трубачей (не говоря о прочих инструменталистах) – только очень мощный звук мог хотя бы отчасти перекрыть грохот пиротехники.

Фейерверк в честь заключения Аахенского мира. Гаага, 13 июня 1749 г. С гравюры Яна Каспара Филипса (1749 г.)

Хотя архитектура как таковая играет в описанном типе фейерверка не первую роль, трудно не заметить, что это компенсируется своеобразием роли огня. Он не только укрощен и подчинен мановению монарха, – из бесформенной стихии он превращен в строго упорядоченную систему эффектов, причем эффектов визуально-пространственных. Даже в самой жесткости формальной структуры фейерверка с ее тремя уровнями (наземными снарядами, фонтанами и разрывающимися в высоте ракетами) мерещится нечто, с одной стороны, первобытно-сакральное, а с другой стороны – тектоническое. Впрочем, волшебство огненной феерии не длилось вечно. Хотя об этом стыдливо умалчивают парадные программы и официальные отчеты, финал фейерверка был, вероятно, настолько жутким в своей эсхатологичности зрелищем, что непонятно, как прославляемые монархи терпели столь зловещее явление. Декорации мастерились из дерева и с самого начала задумывались как эфемерные, так что было вполне естественным, что после множества изощренных пиротехнических забав зрителям представали горящие «храмы Астреи», рушащиеся колоннады, корежащиеся в пламени транспаранты и уголья на месте торжественных девизов. Впрочем, и это можно рассматривать как эмблему: не только все повторяющийся пожар дворца Альцины – вечный «теневой» мотив барочной образности, – но и намек на бессмертного Феникса, красота которого огненной стихией не убивается, а возрождается.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Особенности культа мистера Смита

   

  Ответ / Четыре стихии

   

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Воздух—Пространство. Площадь Вогезов

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Земля—Масса. Храм Геры в Пестуме

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Вода—Отражения. Константинопольские цистерны

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Огонь—Свет. Барочные фейерверки

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна