|
|
Владимир Седов
Воздух—Пространство
Площадь Вогезов
V-MMII - 06.11.2002
Площадь Вогезов (Королевская) в Париже.
Вид с птичьего полета. Здесь городское пространство, городской
воздух едва ли не впервые стали работать как архитектура.
С какой бы стороны ни идти, все равно не получится плавно влиться в эту площадь.
Улицы, подходящие к ней, узкие, некоторые из них – кривые, неба наверху немного, вдоль
улиц дома, старые, хоть и не лишенные парижского лоска. Вот одна из улиц
уткнулась в арку, почти загородившую перспективу, пешеход нырнул под арку
и оказался в сводчатой аркаде, уходящей вправо и влево. Из-под арок возникает
неожиданный в этой тесной средневековой части Парижа вид, торжественное
правильное каре – площадь Вогезов. Если подходить не по старым, а по пробитым
одновременно с площадью улицам, то открывается или один из углов этого
обширного пространства, или, через арки, видна середина противоположного фронта
домов с выделяющимися на северной и южной сторонах павильонами королевы
и короля (которые тут никогда не жили). Широкое небо парит над объемом воздуха,
ограниченным с четырех сторон похожими фасадами с высокими французскими
кровлями над ними. Аркады внизу фасадов подчеркивают ритмичность этих «стен»
и одновременно зовут к круговому обходу. Отгороженный низкими решетками садик
в центре площади и припаркованные вдоль решеток машины сообщают всему какой-то
провинциальный уют, но эти детали не меняют главного архитектурного
впечатления: перед зрителем парадный зал без перекрытия, пункт сосредоточенной
остановки среди блужданий по коридорам города, ясно ощущаемый, хотя вовсе и не
бесконечный простор.
План и фасад площади Вогезов
Это организованное пространство заключено в раму повторяющихся фасадов,
но «работает» само по себе: главным здесь является именно воздух, разумно и «по
правилам» введенный в городскую ткань и выделяющий совсем не обычную для
тесного старого города свободу движения и созерцания.
Эта свобода дается в соответствии с некими правилами и строго дозирована:
ясная и простая геометрическая фигура (правильный квадрат со стороной 139 метров)
противопоставляется стихийности окружающего позднесредневекового города, а размер
площади совсем не безграничен (как в более поздних площадях ампира и эклектики), он
еще сравним с человеческим масштабом. Столь же продумана и высотность очерчивающих бестелесную фигуру фасадов – если бы
они были выше, то площадь рисковала бы сделаться внутренним двором какого-нибудь
грандиозного палаццо, а тут получается все же не «нутро», а внешняя архитектура, с
ритмичным фасадом, повернутым в сторону воздушной сердцевины.
далее>>
вверх
|
 |
|