приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Сергей Ходнев
Вода—Отражения
Константинопольские цистерны
V-MMII - 06.11.2002

Цистерна Базилика (Йеребатан-Сарай) в Константинополе (Стамбуле). В качестве базы использована голова позднеримской статуи Медузы Горгоны

При всей беспримерной геостратегической удачности своего расположения, античный Византий долго мучался отсутствием пресной воды. Город стоит на плотном скальном основании, поэтому рытье колодцев затруднено. Более того, в большинстве колодцев, которые все-таки удавалось выкопать, вода оказывалась горькой и, в общем, непригодной для питья. Поэтому еще в римские времена чистую воду подвели в город издалека с помощью обычной системы акведуков и труб. Возникал вполне понятный вопрос: где доставляемую воду хранить? Константинополь, лакомый кусок для всех возможных завоевателей – это уже не заштатный Византий. Всем известно, что ни одна другая столица Средневековья не перенесла такого количества штурмов и осад. Константиновых и Феодосиевых стен было вполне достаточно, чтобы эти штурмы и осады до поры до времени выдерживать; но, как это прекрасно показала в меньшем масштабе осада Херсонеса князем Владимиром, система водоснабжения, когда вода в город подводилась извне, была буквально ахиллесовой пятой самой неприступной твердыни. Поэтому большие запасы воды Константинополю были жизненно необходимы.

Водохранилища, по античной традиции, размещали под землей. Самая старшая из сохранившихся в Стамбуле цистерн – небольшая цистерна Феодосия – сооружена, вероятно, в конце четвертого века. Рядом с ней, поблизости от прежнего Ипподрома, на месте одной из первых городских цистерн времен Константина Великого, в 528 году по инициативе сенатора Филоксена построили грандиозное водохранилище, названное «цистерной Филоксена». Турки позже назвали ее «Бин-Бир-Дирек», что в переводе кажется намеком на фантазии Шехерезады: «Тысяча и одна колонна». Колонн там действительно много, поскольку на них опирается перекрытие цистерны. Будничный подсчет показывает, что их «всего» 224. Хотя считать их сложно даже сейчас, когда воды там нет, а пятьсот лет назад у человека, спустившегося в цистерну, наверняка не возникало желания измерять габариты этого пространства. Пятнадцать бесконечных рядов колонн, уходящие куда-то в непроглядный сырой мрак, и гулкая, неземная тишина действительно способны вызвать ощущение в лучшем случае какого-то дворца джиннов.

План и разрез цистерны Бин-Бир-Дирек

Разрез и план цистерны на острове Хиос

Но главная цистерна города еще ближе к этой потусторонней фантасмагории. Завоеватели-османы это, видимо, уловили, назвав ее «Йеребатан-Сарай» – «Дворец, провалившийся под землю». Им, чужакам на руинах, вообще легче давались эти определения, отражающие чудесный характер византийских достопримечательностей, чем самим грекам. Греки эту цистерну называли просто Basilikа, что можно понимать двояко. Или топографически – «цистерна базилики», т. е. храма Св. Софии, стоящего неподалеку. Или же «царская цистерна», т. е. выражение непревзойденности. В общем-то более справедливым сейчас кажется второе толкование. Для Юстиниана, человека, который своей строительной деятельностью мечтал превзойти Соломона (а для Средневековья это совершенно сверхчеловеческое дерзание), было вполне естественным и такую утилитарную вещь, как цистерна, задумать все с той же маниакальной жаждой величия. И тут действительно возникает аналогия с Соломоном, только не библейско-историческим, а более мифологизированным: царем-кудесником из позднеиудейских талмудических легенд. По этим сказаниям, царь Израиля был кем-то вроде Фауста, в своем стремлении к абсолютному знанию и абсолютному могуществу не гнушавшимся общения с преисподней. Дескать, только демон Асмодей, побежденный заклинаниями, мог осуществить строительство Храма. Зато потом тот же демон, владыка сладострастия, увлек царя на «мерзость», архитектурное антидеяние: Соломон поддался-таки темным страстям и воздвиг капища идолам, которым поклонялись его многочисленные жены.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Особенности культа мистера Смита

   

  Ответ / Четыре стихии

   

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Воздух—Пространство. Площадь Вогезов

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Земля—Масса. Храм Геры в Пестуме

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Вода—Отражения. Константинопольские цистерны

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Огонь—Свет. Барочные фейерверки

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна