приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Сергей Ходнев
Вода—Отражения
Константинопольские цистерны
V-MMII - 06.11.2002

Цистерну Юстиниана на первый взгляд трудно заклеймить ветхозаветным термином «мерзость». Любое описание ее плана и внутреннего устройства кажется абсолютно рациональным, простым и прозрачным: все тот же прямоугольный подземный зал с рядами колонн и крестовыми сводами, только совсем большой. Уже 112 на 61 метр, да и колонн на добрую сотню побольше, чем в цистерне Филоксена. Но, как и в случае последней, точные данные совершенно не спасают от субъективных впечатлений, которые множатся при реальном столкновении с пространством цистерны. Во-первых, это действительно столкновение. Когда ты заходишь в какую-ту невзрачного вида будку посреди безумного Стамбула и после довольно непродолжительного спуска сразу оказываешься в какой-то необозримой затопленной крипте, это уже сбивает с толку.

Цистерна Базилика (Йеребатан-Сарай). Фото 1950-х годов

Перспектива колоннад цистерны Базилики

Конструкция сводов цистерны Бин-Бир-Дирек

Цистерна – это один из главных туристических аттракционов города, поэтому ей попытались придать мало-мальский уют. Проведено электрическое освещение – оно, правда, гигантское пространство освещает довольно скудно. С несколько непонятными целями где-то разместили динамики и крутят классическую музыку. Главным образом Вивальди. С одной стороны – абсурд, бредовое сновидение: византийская древность, невеселое подземелье и грациозные барочные concerti. Такого просто не может быть. Хотя свой глубокий смысл в этом звуковом сопровождении вскоре улавливается. Акустика в цистерне чудовищная, и музыка, довольно причудливо искаженная водой и эхом, необыкновенным образом отдается от каждого из бесчисленных сводов, только усиливая ощущение ирреальности и полного отсутствия логики. Пола, разумеется, нет, есть неестественно ровная гладь воды, в которой даже мелькают какие-то рыбы. Посетители движутся по мосткам, и именно эти мостки, может быть, и навевают ассоциацию, которая возвращает хоть к чему-то изведанному: ба, да это же Венеция во время наводнения.

<<вернуться    далее>>

вверх

 Ответ

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Особенности культа мистера Смита

   

  Ответ / Четыре стихии

   

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Воздух—Пространство. Площадь Вогезов

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Земля—Масса. Храм Геры в Пестуме

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Вода—Отражения. Константинопольские цистерны

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Огонь—Свет. Барочные фейерверки

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна