приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Сергей Ходнев
Огонь—Свет
Барочные фейерверки
V-MMII - 06.11.2002

Фейерверк на Большом канале Версальского парка 18 августа 1674 г. (сильно увеличенный фрагмент гравюры Ж.Лепольтра, 1676 г.)

Наслаждающиеся при случае всеми прелестями компьютерных анимаций и лазерных шоу, мы ни за что не сможем прикоснуться к увеселениям человека доэлектрической эпохи. Употреби мы без остатка всю мощь научных знаний и всю прыть высоких технологий, все равно зрелища и развлечения минувших веков предстанут нам в лучшем случае в качестве мертворожденного подобия, которому недостает не только подлинности, но и банальной убедительности. «Близок локоть, да не укусишь», – говорит пословица. Если судить в ее категориях, то архитектура XVII–XVIII столетий в целом – это не «локоть», а скорее уж какая-нибудь «ладонь», по большей части доступная исследовательскому и обывательскому кусанию. Гораздо хуже с другой архитектурой, которой в те времена «большая», «настоящая», «вечная» архитектура пользовалась, украшалась, заменялась, вдохновлялась – с архитектурой эфемерной, хрупкой, преходящей. Эта архитектура торжеств и спектаклей, громких викторий и пышных похорон, строгого церемониала и простонародного ликования, без которой невозможно представить себе жизнь барокко, нам известна такой же двусмысленно невещественной известностью, как планировочные решения пиранезиевских темниц. Локоть совсем неподалеку: мы располагаем гравированными листами, на которых более или менее подробно изображены эти празднества, откликами современников, заметками в периодике того времени, сметами в расходных книгах. Деталей иногда случается более чем достаточно, но в этих деталях нет того, для чего служила эта бренная архитектура: неподдельного восторга и живого ощущения чуда.

Так уж вышло, что творимые человеком чудеса связаны в основном с обузданием стихий. Неудивительно поэтому, что в барочной индустрии зрелищ не было чуда эффектнее и торжественнее, чем демонстрация самой грозной из стихий – огня, который заставили подчиняться рафинированному сценарию, развлекать и потрясать публику, но не грозить ей, а также вступать с архитектурой не в смертельное борение, а в осмысленный и полноценный контакт. Такая степень технического владения стихией, конечно, фактор не столько искусствоведческий, сколько цивилизационный. Эдакая метка, показывающая, что в целой совокупности научно-прикладных дисциплин цивилизация догнала и значительно перегнала дальневосточных изобретателей пороха. Но характерно, что культура «огненных потех» сформировалась как раз к высокому барокко и до такой степени сроднилась с его художественными и социальными условностями, что не пережила заката эпохи – несмотря, казалось бы, на дальнейший технический прогресс.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Особенности культа мистера Смита

   

  Ответ / Четыре стихии

   

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Воздух—Пространство. Площадь Вогезов

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Земля—Масса. Храм Геры в Пестуме

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Вода—Отражения. Константинопольские цистерны

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Огонь—Свет. Барочные фейерверки

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна