|
|
Сергей Ходнев
Огонь—Свет
Барочные фейерверки
V-MMII - 06.11.2002
Фейерверк на Большом канале Версальского парка 18 августа 1674 г.
(сильно увеличенный фрагмент гравюры Ж.Лепольтра, 1676 г.)
Наслаждающиеся при случае всеми прелестями компьютерных анимаций
и лазерных шоу, мы ни за что не сможем прикоснуться к увеселениям человека
доэлектрической эпохи. Употреби мы без остатка всю мощь научных знаний и всю
прыть высоких технологий, все равно зрелища и развлечения минувших веков
предстанут нам в лучшем случае в качестве мертворожденного подобия, которому
недостает не только подлинности, но и банальной убедительности. «Близок локоть,
да не укусишь», – говорит пословица. Если судить в ее категориях, то архитектура
XVII–XVIII столетий в целом – это не «локоть», а скорее уж какая-нибудь
«ладонь», по большей части доступная исследовательскому и обывательскому кусанию.
Гораздо хуже с другой архитектурой, которой в те времена «большая», «настоящая», «вечная» архитектура пользовалась,
украшалась, заменялась, вдохновлялась – с архитектурой эфемерной, хрупкой,
преходящей. Эта архитектура торжеств и спектаклей, громких викторий и пышных
похорон, строгого церемониала и простонародного ликования, без которой невозможно
представить себе жизнь барокко, нам известна такой же двусмысленно невещественной известностью, как планировочные
решения пиранезиевских темниц. Локоть совсем неподалеку: мы располагаем
гравированными листами, на которых более или менее подробно изображены эти празднества, откликами современников, заметками
в периодике того времени, сметами в расходных книгах. Деталей иногда случается
более чем достаточно, но в этих деталях нет того, для чего служила эта бренная архитектура: неподдельного восторга и живого
ощущения чуда.
Так уж вышло, что творимые человеком чудеса связаны в основном с обузданием
стихий. Неудивительно поэтому, что в барочной индустрии зрелищ не было чуда
эффектнее и торжественнее, чем демонстрация самой грозной из стихий – огня, который
заставили подчиняться рафинированному сценарию, развлекать и потрясать публику,
но не грозить ей, а также вступать с архитектурой не в смертельное борение, а в
осмысленный и полноценный контакт. Такая степень технического владения
стихией, конечно, фактор не столько искусствоведческий, сколько цивилизационный. Эдакая метка, показывающая, что в
целой совокупности научно-прикладных дисциплин цивилизация догнала и
значительно перегнала дальневосточных изобретателей пороха. Но характерно, что
культура «огненных потех» сформировалась как раз к высокому барокко и до такой
степени сроднилась с его художественными и социальными условностями, что не
пережила заката эпохи – несмотря, казалось бы, на дальнейший технический прогресс.
далее>>
вверх
|
 |
|