приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Сергей Ходнев
Огонь—Свет
Барочные фейерверки
V-MMII - 06.11.2002

Тип барочного фейерверка в общих чертах пребывал неизменным почти сто лет, с конца XVII до конца XVIII в. Это было с великим тщанием подготавливавшееся представление, приуроченное, как правило, к общегосударственным торжествам светского характера: победы, мирные трактаты, коронации, прибавления в царствующих домах и т.п. Нормы европейского «старого режима» неизменно превращали эти события в повод для прославления правящих монархов, а первостепенной сценой фейерверочных шоу оказывались столицы с их искушенной и образованной публикой. Пожароопасность, тем не менее, заставляла выбирать для представлений по возможности открытые обширные участки вне недостаточно просторных улиц и площадей города. Часто эти участки представляли собой временные мосты и гигантские плоты, закрепленные на поверхности городских рек. Барочный Петербург в случае зимних празднеств (Нового года, к примеру) благодаря холодному климату был обеспечен, пожалуй, идеальной площадкой (или, как тогда выражались, «театром») для фейерверка – замерзшей гладью Невы между Зимним дворцом и Васильевским островом. Публика располагалась на солидном расстоянии от «театра»: во-первых, из вполне разумного опасения пасть жертвой пиротехники, а во-вторых – потому, что грандиозные огненные картины рассчитывались именно на восприятие издали.

В создании фейерверка принимали участие как минимум три класса специалистов. Первым был единоличный или коллективный «автор сценария», без которого не обходилось ни одно уважающее себя огненное представление: хороший фейерверк длился от двух до четырех часов и должен был быть наполнен достаточным количеством явлений и смыслов. Образно-художественную часть разрабатывали на основе сценария профессиональные архитекторы (чаще всего специалисты-сценографы из придворных театров). В качестве прикладных навыков при этом использовались те же познания в оптике, перспективе и механике, которые были необходимы для создания обычных театральных декораций; да и сама композиция регулярного архитектурного «фона» для фейерверка, как правило, напоминала соответствующие декорации для оперных апофеозов. Затем приходил черед пиротехников, переводивших на язык пороха и селитры сложные замыслы академиков-сценаристов, рабочих, монтировавших конструкцию фейерверка (высота такой конструкции доходила до нескольких десятков метров) и живописцев, расписывавших «негорящие» части подвижных и неподвижных декораций.

Фейерверк в честь дня рождения великого князя Петра Федоровича. Санкт-Петербург, 10 февраля 1745 г. С гравюры И.Соколова

Попробуем представить себе типичный фейерверк начала-середины XVIII века. Композиционным центром архитектурной декорации становилось сооружение, адекватное празднуемому событию: скажем, «Храм Януса» с закрытыми дверями, символизирующий заключение мира, какой-нибудь условный «Храм Астреи», намекающий на золотой век под скипетром царствующего потентата, триумфальная арка. Дополнением служили баллюстрады и парапеты, украшенные обелисками, вазонами и аллегорическими статуями, а также галереи и колоннады, фланкирующие пространство фейерверка или как бы уходящие вдаль. Даже в том случае, если представление устраивалось не на воде, на переднем плане между декорациями часто устраивали искусственный водоем – не столько из соображений пожарной охраны, сколько для создания эффектного «зеркала», удваивающего сияние потешных огней, и для размещения плавающих пиротехнических снарядов.

<<вернуться    далее>>

вверх

 Ответ

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Особенности культа мистера Смита

   

  Ответ / Четыре стихии

   

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Воздух—Пространство. Площадь Вогезов

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Земля—Масса. Храм Геры в Пестуме

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Вода—Отражения. Константинопольские цистерны

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Огонь—Свет. Барочные фейерверки

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна