|
|
Сергей Ходнев
Огонь—Свет
Барочные фейерверки
V-MMII - 06.11.2002
Тип барочного фейерверка в общих чертах пребывал неизменным почти сто лет, с конца
XVII до конца XVIII в. Это было с великим тщанием подготавливавшееся представление,
приуроченное, как правило, к общегосударственным торжествам светского характера:
победы, мирные трактаты, коронации, прибавления в царствующих домах и т.п.
Нормы европейского «старого режима» неизменно превращали эти события в повод
для прославления правящих монархов, а первостепенной сценой фейерверочных шоу
оказывались столицы с их искушенной и образованной публикой. Пожароопасность,
тем не менее, заставляла выбирать для представлений по возможности открытые
обширные участки вне недостаточно просторных улиц и площадей города. Часто
эти участки представляли собой временные мосты и гигантские плоты, закрепленные
на поверхности городских рек. Барочный Петербург в случае зимних празднеств
(Нового года, к примеру) благодаря холодному климату был обеспечен, пожалуй,
идеальной площадкой (или, как тогда выражались, «театром») для фейерверка –
замерзшей гладью Невы между Зимним дворцом и Васильевским островом. Публика
располагалась на солидном расстоянии от «театра»: во-первых, из вполне разумного
опасения пасть жертвой пиротехники, а во-вторых – потому, что грандиозные огненные
картины рассчитывались именно на восприятие издали.
В создании фейерверка принимали участие как минимум три класса специалистов.
Первым был единоличный или коллективный «автор сценария», без которого не
обходилось ни одно уважающее себя огненное представление: хороший фейерверк длился
от двух до четырех часов и должен был быть наполнен достаточным количеством явлений
и смыслов. Образно-художественную часть разрабатывали на основе сценария
профессиональные архитекторы (чаще всего специалисты-сценографы из придворных
театров). В качестве прикладных навыков при этом использовались те же познания в
оптике, перспективе и механике, которые были необходимы для создания обычных
театральных декораций; да и сама композиция регулярного архитектурного
«фона» для фейерверка, как правило, напоминала соответствующие декорации для
оперных апофеозов. Затем приходил черед пиротехников, переводивших на язык пороха
и селитры сложные замыслы академиков-сценаристов, рабочих, монтировавших
конструкцию фейерверка (высота такой конструкции доходила до нескольких
десятков метров) и живописцев, расписывавших «негорящие» части подвижных и
неподвижных декораций.
Фейерверк в честь дня рождения великого князя Петра Федоровича.
Санкт-Петербург, 10 февраля 1745 г. С гравюры И.Соколова
Попробуем представить себе типичный фейерверк начала-середины XVIII века.
Композиционным центром архитектурной декорации становилось сооружение,
адекватное празднуемому событию: скажем, «Храм Януса» с закрытыми дверями,
символизирующий заключение мира, какой-нибудь условный «Храм Астреи»,
намекающий на золотой век под скипетром царствующего потентата, триумфальная
арка. Дополнением служили баллюстрады и парапеты, украшенные обелисками,
вазонами и аллегорическими статуями, а также галереи и колоннады, фланкирующие
пространство фейерверка или как бы уходящие вдаль. Даже в том случае, если
представление устраивалось не на воде, на переднем плане между декорациями часто
устраивали искусственный водоем – не столько из соображений пожарной охраны,
сколько для создания эффектного «зеркала», удваивающего сияние потешных огней, и для
размещения плавающих пиротехнических снарядов.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
 |
|