|
|
Владимир Седов
Воздух—Пространство
Площадь Вогезов
V-MMII - 06.11.2002
Карусель, смесь турнира и балета, на Королевской
площади. С гравюры начала XVII века.
Площадь Вогезов совсем не единственная ренессансная площадь в Париже, и отнюдь
не всегда она носила свое нынешнее имя. Она была сооружена в 1605-1612 годах
в престижном парижском квартале Марэ по заказу знаменитого короля Генриха IV и
поначалу называлась Королевской (Place Royale). Автором площади и окружающих
ее домов считается архитектор Луи Метезо (Louis Metezeau), представитель целой семьи
парижских зодчих, среди которых в эпоху Генриха IV выделялись Клемент и
Жан Метезо. Идея создания площади в районе Марэ и около торговой улицы
Сент-Антуан была одновременно политической и практической. С одной
стороны, в царствование короля Генриха осуществлялись гуманистические по своей
природе и представительские по форме градостроительные проекты по «раскрытию»
средневекового Парижа и введению в его ткань свободных пространств. Среди этих
начинаний была достройка Нового моста (первого парижского моста без домов),
прокладка к нему прямой улицы Дофина и устройство у моста треугольной площади
Дофина (1607), раскрывающейся в сторону Нового моста и застроенной типовыми
домами в схожем с домами на Королевской площади стиле. Королевская площадь
вписывается в серию градостроительных проектов этого времени, но ее строительство
имело и меркантильные основания: обрамлявшие площадь дома с одинаковыми
фасадами продавались королевской казной по довольно высокой цене аристократическим семействам. В начале XVII века на
площади в присутствии короля устраивались карусели – спортивные костюмированные
состязания, сменившие устаревшие турниры. В период наивысшего могущества кардинала
Ришелье на площади установили статую Людовика XIII (1639), разрушенную во время
Великой французской революции. Свое нынешнее название Королевская площадь
получила в 1800 году в честь одного из горных департаментов революционной
Франции.
Идея регулярной площади родилась в ренессансной Италии, но на родине она
никогда не была в полной мере воплощена. Есть несколько архитектурно оформленных
площадей XV-XVI веков с планами, стремящимися к регулярности, но по тем или
иным причинам везде присутствует некий сбой, нарушение порядка. Дело в том, что те
площади были созданы еще до теоретического
обоснования регулярного градостроительства, а последнее появилось только в самом
конце Возрождения. В то время, в конце XVI века, оформилась идея регулярного
города, где сама правильность планировки часто связывалась с устройством фортификаций (Лорини, Скамоцци). Одновременно в
градостроительном трактате флорентийского
архитектора Джорджо Вазари-младшего, родственника знаменитого зодчего и автора
«Жизнеописаний», появился и проект квадратной в плане площади, окруженной
аркадой (1598). Идея упорядоченного пространства, крупного классического
интерьера в городе получила законченный вид, хотя пока и на бумаге.
Из флорентийского трактата идея такой площади попала во Францию, причем
подкреплялась династическими связями: король Генрих IV вторым браком был женат
на флорентийке Марии Медичи. Всего несколькими годами позже (1619) в Мадриде
по заказу короля Филиппа III архитектор Хуан Гомес де Мора (Juan Gomez de
Mora) построил обширную прямоугольную Главную площадь (Plaza Mayor) с аркадами.
Архитектура этой площади с выделяющимся на фоне кирпичных стен скупым декором
настолько близка архитектуре Королевской площади (Вогезов), что можно предположить
или прямое влияние парижской «новинки», или сочетание общего теоретического
источника планировки.
Королевская площадь с памятником Людовику
XIII. С гравюры середины XVII века.
Регулярные площади после краткого периода
позднего Ренессанса не получили широкого распространения. В конце XVII века, в
период абсолютизма в Париже Жюлем-Ардуэном Мансаром были спроектированы
Вандомская площадь (прямоугольник со скошенными углами) и круглая площадь
Побед. Примерно в то же время в испанской Валенсии тоже была создана круглая
площадь, впрочем, очень маленькая, а веком позже в Саламанке король Филипп V в
благодарность за поддержку горожан в войне за испанское наследство устроил монументальную площадь (1729–1755), композиционно развивающую идеи ренессансной площади
в Мадриде, но оформленную в стиле позднего барокко.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|