приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Воздух—Пространство
Площадь Вогезов
V-MMII - 06.11.2002

Карусель, смесь турнира и балета, на Королевской площади. С гравюры начала XVII века.

Площадь Вогезов совсем не единственная ренессансная площадь в Париже, и отнюдь не всегда она носила свое нынешнее имя. Она была сооружена в 1605-1612 годах в престижном парижском квартале Марэ по заказу знаменитого короля Генриха IV и поначалу называлась Королевской (Place Royale). Автором площади и окружающих ее домов считается архитектор Луи Метезо (Louis Metezeau), представитель целой семьи парижских зодчих, среди которых в эпоху Генриха IV выделялись Клемент и Жан Метезо. Идея создания площади в районе Марэ и около торговой улицы Сент-Антуан была одновременно политической и практической. С одной стороны, в царствование короля Генриха осуществлялись гуманистические по своей природе и представительские по форме градостроительные проекты по «раскрытию» средневекового Парижа и введению в его ткань свободных пространств. Среди этих начинаний была достройка Нового моста (первого парижского моста без домов), прокладка к нему прямой улицы Дофина и устройство у моста треугольной площади Дофина (1607), раскрывающейся в сторону Нового моста и застроенной типовыми домами в схожем с домами на Королевской площади стиле. Королевская площадь вписывается в серию градостроительных проектов этого времени, но ее строительство имело и меркантильные основания: обрамлявшие площадь дома с одинаковыми фасадами продавались королевской казной по довольно высокой цене аристократическим семействам. В начале XVII века на площади в присутствии короля устраивались карусели – спортивные костюмированные состязания, сменившие устаревшие турниры. В период наивысшего могущества кардинала Ришелье на площади установили статую Людовика XIII (1639), разрушенную во время Великой французской революции. Свое нынешнее название Королевская площадь получила в 1800 году в честь одного из горных департаментов революционной Франции.

Идея регулярной площади родилась в ренессансной Италии, но на родине она никогда не была в полной мере воплощена. Есть несколько архитектурно оформленных площадей XV-XVI веков с планами, стремящимися к регулярности, но по тем или иным причинам везде присутствует некий сбой, нарушение порядка. Дело в том, что те площади были созданы еще до теоретического обоснования регулярного градостроительства, а последнее появилось только в самом конце Возрождения. В то время, в конце XVI века, оформилась идея регулярного города, где сама правильность планировки часто связывалась с устройством фортификаций (Лорини, Скамоцци). Одновременно в градостроительном трактате флорентийского архитектора Джорджо Вазари-младшего, родственника знаменитого зодчего и автора «Жизнеописаний», появился и проект квадратной в плане площади, окруженной аркадой (1598). Идея упорядоченного пространства, крупного классического интерьера в городе получила законченный вид, хотя пока и на бумаге. Из флорентийского трактата идея такой площади попала во Францию, причем подкреплялась династическими связями: король Генрих IV вторым браком был женат на флорентийке Марии Медичи. Всего несколькими годами позже (1619) в Мадриде по заказу короля Филиппа III архитектор Хуан Гомес де Мора (Juan Gomez de Mora) построил обширную прямоугольную Главную площадь (Plaza Mayor) с аркадами. Архитектура этой площади с выделяющимся на фоне кирпичных стен скупым декором настолько близка архитектуре Королевской площади (Вогезов), что можно предположить или прямое влияние парижской «новинки», или сочетание общего теоретического источника планировки.

Королевская площадь с памятником Людовику XIII. С гравюры середины XVII века.

Регулярные площади после краткого периода позднего Ренессанса не получили широкого распространения. В конце XVII века, в период абсолютизма в Париже Жюлем-Ардуэном Мансаром были спроектированы Вандомская площадь (прямоугольник со скошенными углами) и круглая площадь Побед. Примерно в то же время в испанской Валенсии тоже была создана круглая площадь, впрочем, очень маленькая, а веком позже в Саламанке король Филипп V в благодарность за поддержку горожан в войне за испанское наследство устроил монументальную площадь (1729–1755), композиционно развивающую идеи ренессансной площади в Мадриде, но оформленную в стиле позднего барокко.

<<вернуться    далее>>

 

вверх

 Ответ

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Особенности культа мистера Смита

   

  Ответ / Четыре стихии

   

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Воздух—Пространство. Площадь Вогезов

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Земля—Масса. Храм Геры в Пестуме

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Вода—Отражения. Константинопольские цистерны

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Огонь—Свет. Барочные фейерверки

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна