приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Воздух—Пространство
Площадь Вогезов
V-MMII - 06.11.2002

Слева. Типовой фасад дома на площади Вогезов.
Справа. Фасад Королевского павильона на площади Вогезов.

Великолепную неоклассическую площадь Амалиенборг в форме восьмигранника и с фасадами в духе французской архитектуры построили перед королевским дворцом в Копенгагене. Но уже со второй половины XVIII века все чаще архитекторы планируют площади разомкнутые, одна или несколько сторон которых раскрыты в город, к реке, к эспланаде. Так появились необъятные и незаканчивающиеся площади Согласия и Сенатская, так вырос до грандиозного масштаб все же раскрытой с двух сторон Дворцовой площади в Петербурге и вроде бы замкнутой Театральной – в Москве. Эпоха камерных площадей-залов закончилась, кажется, навсегда. Но тем ярче воспринимаются первые регулярные площади, в которых антикизирующая правильность сочетается с человеческим масштабом и еще робким декором эпохи Ренессанса. Как всякое открытие, как всякое начало, эти камерные площади обладают еще и прелестью былой новизны: про них хочется думать и строить догадки, в них видится некий «прорыв» к новому и четкому, противопоставленному средневековой затесненности и неправильности.

Пласа Майор в Мадриде. Ближайший по времени и композиции аналог Королевской площади в Париже

Но кроме того, что в площади Вогезов отразилось ренессансное видение правильной городской геометрии, в ней найден новый прием: в город, в его живую, иногда очень запутанную ткань вставлено наполненное воздухом пространство, оформленное по некоему закону, ограниченное ордерными фасадами. Это пространство, очерченное и огражденное, открыто только вверх и в этом есть элемент сакрального обращения к небу. В открытости бывшей Королевской площади вверх, в воздушности ее «бассейна» и заключено ее обаяние. Это обаяние основано на сопоставлении двух родственных начал, Воздуха и Пространства, даже не только сопоставленных, но и архитектурно отождествленных.

<<вернуться

 

вверх

 Ответ

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Особенности культа мистера Смита

   

  Ответ / Четыре стихии

   

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Воздух—Пространство. Площадь Вогезов

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Земля—Масса. Храм Геры в Пестуме

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Вода—Отражения. Константинопольские цистерны

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Огонь—Свет. Барочные фейерверки

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна