|
|
Владимир Седов
Воздух—Пространство
Площадь Вогезов
V-MMII - 06.11.2002
Слева. Типовой фасад дома на площади Вогезов.
Справа. Фасад Королевского павильона на площади
Вогезов.
Великолепную неоклассическую площадь Амалиенборг в форме восьмигранника и с фасадами в духе французской
архитектуры построили перед королевским дворцом в Копенгагене.
Но уже со второй половины XVIII века все чаще архитекторы планируют площади
разомкнутые, одна или несколько сторон которых раскрыты в город, к реке, к
эспланаде. Так появились необъятные и незаканчивающиеся площади Согласия
и Сенатская, так вырос до грандиозного масштаб все же раскрытой с двух сторон
Дворцовой площади в Петербурге и вроде бы замкнутой Театральной – в Москве. Эпоха
камерных площадей-залов закончилась, кажется, навсегда. Но тем ярче воспринимаются первые регулярные площади, в которых
антикизирующая правильность сочетается с человеческим масштабом и еще робким
декором эпохи Ренессанса. Как всякое открытие, как всякое начало, эти камерные
площади обладают еще и прелестью былой новизны: про них хочется думать и строить
догадки, в них видится некий «прорыв» к новому и четкому, противопоставленному
средневековой затесненности и неправильности.
Пласа Майор в Мадриде. Ближайший по времени
и композиции аналог Королевской площади в Париже
Но кроме того, что в площади Вогезов отразилось ренессансное видение правильной
городской геометрии, в ней найден новый прием: в город, в его живую, иногда очень
запутанную ткань вставлено наполненное воздухом пространство, оформленное по
некоему закону, ограниченное ордерными фасадами. Это пространство, очерченное и
огражденное, открыто только вверх и в этом есть элемент сакрального обращения к небу.
В открытости бывшей Королевской площади вверх, в воздушности ее «бассейна» и
заключено ее обаяние. Это обаяние основано на сопоставлении двух родственных начал,
Воздуха и Пространства, даже не только сопоставленных, но и архитектурно
отождествленных.
<<вернуться
вверх
|
|
|