приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Григорий Ревзин
Подписи к фото Мария Аметова
Азиатский берег
VIII-MMIII - 04.11.2003

 

Бибилиотека Цельса. 110 г.

Портик храма императора Адриана. II в. н.э.
Ворота агоры. I в. н.э.

Эфес
Эфес основан ионийцами в конце XII в. до н.э. От знаменитого эфесского Артемиссиона (храма Артемиды Эфесской), построенного еще в эпоху архаики, сохранилось лишь незначительное число фрагментов. Большая часть городских руин принадлежит уже римскому времени (библиотека, театр, храм Адриана, рыночные ворота). В ходе археологических раскопок были открыты различные сооружения: рынки, склады, гимнасии, храмы. В Эфесе Иоанн Богослов провел последние годы жизни. На его могиле в VI в. византийский император Юстиниан воздвиг трехнефную купольную базилику с трансептом

Византийцы

Как всякий русский искусствовед 90-х гг., автор настоящих заметок вырос в представлении о глубочайшей духовности византийского наследия, единственно сохранившего высоту античной культуры и передавшего ее русским в виде потаен- ной тяге к классическому. Тем тяжелее разочарование.

Сначала испытываешь глубочайшее раздражение в отношении Константина Великого, не пойми зачем основавшего свою столицу в этом несчастном Стамбуле с его грязными деревянными домиками, живо напоминающими послевоенную Москву. Почему не в Эфесе, не в Милете, не в Афродисиасе, почему такое неуважение к этим восхитительным процветавшим городам? Потом соображаешь, что оно и к лучшему, потому что иначе от этих городов ничего бы и не осталось.

Немцы, стащившие к себе Пергамский алтарь, нашли его рельефы не на том месте, где сегодня в память о нем растут три пинии, и не в земле, а в составе византийских стен Пергама. Византийцы, конечно, не гунны, но у них там «не поклонюсь идолу» плавно перешло в «башку ему сверну», и сворачивали кувалдой по морде – все носы поотбивали. В каждом музее вы находите отдельно тела, а отдельно головы статуй, и головы эти все повыковорены из византийских стен. Стены проходят через каждый город, ломая театры, храмы и агоры, и все заполнены античными обломками, и главное желание, которое чувствуешь при их лицезрении – нельзя ли их разобрать. Иногда их ненависть к античности приобретает высококультурные формы – как в Афродисиасе, где в храме Афродиты они разобрали целлу, превратили колоннаду периптера в своего рода нартекс, а спереди храма из целлы сложили свой одноабсидный одноглавый высокодуховный грибок-триконх. Это сложная работа, тут требуется архитектор (счастье, что Парфенону такого мастера не досталось и там просто открыли христианский храм). Архитектор, впрочем, был так себе, грибок его рухнул, хотя был такой маленький, что хватило материала еще и на дом епископа по соседству. Между прочим, нормальный античный дом с колонным атриумом, колонны уже витые, византийские, последнее произведение скульптурной школы Афродисиаса, вскорости полностью перешедшей на изготовление высокодуховных мраморных гробов.

Мой друг Владимир Седов заметил, что я попал под разлитое в воздухе влияние турецкой пропаганды, которая утверждает, что после цветения античности всю эту территорию захватил варварский народ «рум» («ромеи» — византийцы), от которого удалось освободиться только через десять веков силами сельджукской конницы. Очень точное замечание.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Архив

     

04.11.2003 VIII-MMIII
Григорий Ревзин
Подписи к фото Мария Аметова
Азиатский берег

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна