|
|
Путешествие
Григорий Ревзин
Подписи к фото Мария Аметова
Азиатский берег
VIII-MMIII - 04.11.2003
Бибилиотека Цельса. 110 г.
Портик храма императора Адриана. II в. н.э.
Ворота агоры. I в. н.э.
Эфес
Эфес основан ионийцами
в конце XII в. до н.э. От
знаменитого эфесского
Артемиссиона (храма
Артемиды Эфесской),
построенного еще в эпоху
архаики, сохранилось
лишь незначительное
число фрагментов.
Большая часть городских
руин принадлежит
уже римскому времени
(библиотека, театр, храм
Адриана, рыночные
ворота). В ходе
археологических раскопок
были открыты различные
сооружения: рынки,
склады, гимнасии, храмы.
В Эфесе Иоанн Богослов
провел последние годы
жизни. На его могиле
в VI в. византийский
император Юстиниан
воздвиг трехнефную
купольную базилику с
трансептом
Византийцы
Как всякий русский искусствовед 90-х
гг., автор настоящих заметок вырос в
представлении о глубочайшей духовности
византийского наследия, единственно
сохранившего высоту античной культуры
и передавшего ее русским в виде потаен-
ной тяге к классическому. Тем тяжелее
разочарование.
Сначала испытываешь глубочайшее
раздражение в отношении Константина
Великого, не пойми зачем основавшего
свою столицу в этом несчастном Стамбуле
с его грязными деревянными домиками,
живо напоминающими послевоенную
Москву. Почему не в Эфесе, не в Милете,
не в Афродисиасе, почему такое неуважение к этим восхитительным процветавшим
городам? Потом соображаешь, что оно
и к лучшему, потому что иначе от этих
городов ничего бы и не осталось.
Немцы, стащившие к себе Пергамский алтарь, нашли его рельефы не на
том месте, где сегодня в память о нем
растут три пинии, и не в земле, а в составе
византийских стен Пергама. Византийцы,
конечно, не гунны, но у них там «не
поклонюсь идолу» плавно перешло в
«башку ему сверну», и сворачивали
кувалдой по морде – все носы поотбивали.
В каждом музее вы находите отдельно
тела, а отдельно головы статуй, и головы
эти все повыковорены из византийских
стен. Стены проходят через каждый
город, ломая театры, храмы и агоры, и
все заполнены античными обломками, и
главное желание, которое чувствуешь при
их лицезрении – нельзя ли их разобрать. Иногда их ненависть к античности приобретает высококультурные формы – как в
Афродисиасе, где в храме Афродиты они
разобрали целлу, превратили колоннаду
периптера в своего рода нартекс, а спереди
храма из целлы сложили свой одноабсидный одноглавый высокодуховный
грибок-триконх. Это сложная работа,
тут требуется архитектор (счастье, что
Парфенону такого мастера не досталось
и там просто открыли христианский
храм). Архитектор, впрочем, был так
себе, грибок его рухнул, хотя был такой
маленький, что хватило материала еще
и на дом епископа по соседству. Между
прочим, нормальный античный дом с
колонным атриумом, колонны уже витые,
византийские, последнее произведение
скульптурной школы Афродисиаса,
вскорости полностью перешедшей на
изготовление высокодуховных мраморных
гробов.
Мой друг Владимир Седов
заметил, что я попал под разлитое в
воздухе влияние турецкой пропаганды,
которая утверждает, что после цветения
античности всю эту территорию захватил
варварский народ «рум» («ромеи»
— византийцы), от которого удалось
освободиться только через десять веков
силами сельджукской конницы. Очень
точное замечание.
<<вернуться
далее>>
|
|
|