|
|
Путешествие
Григорий Ревзин
Вид из парка
IV-MMII - 17.09.2002
Слева. Внутренний двор Британского музея со стеклянным небом от Нормана
Фостера, 2000 г., наивысший и финальный взлет оранжерейной мысли
прошлого века.
Справа. Адмиралтейская арка на Трафальгарской площади,
Эстон Уэбб, 1906–11 гг. Ровно через сто лет после
Трафальгарской битвы лондонцы спохватились,
что триумфальной площади без триумфальной арки
не бывает, и с достоинством пристроили ее сбоку
Обман географии заменяет собой лондонский туман, которого, разумеется, нет и в
помине. Как и англичан. Типичный лондонец – казак-иудей, афрокитаец из Колумбии,
бразильский итальянец, счастливо женатый на пуэрториканке племени майя. Их занимательная антропология вторит их урбанистике. Столица бывшей империи выглядит
портовым складом, главным организующим принципом которого был жуткий цейтнот.
Англичане любят порядок в делах, и созерцание неупорядоченной городской ткани,
видимо, требуется им для постоянной подпитки этого чувства. Это бывает: замечено, что истовые борцы с отжившими формами
и устаревшей эстетикой, чтобы не забывать о враге, предпочитают жить в центре, в домах
с колоннами. Кстати, об авангарде. Судя по путеводителю, его в город принес Бертольд Любеткин,
и довольно поздно – в 1932 году. Его творение – это прекрасная белая прямоугольная
коробка с прекрасной открытой полукруглой террасой,
огороженной высокой решеткой. Наполняясь законной гордостью от этого
экспорта вхутемасовского формообразования,
я все же думаю, что на месте лондонцев воспринял бы это как неприятный знак на
будущее. Это сооружение, вопреки поведению всех прочих лондонских топонимов, не
только носит название Горилла-хауз, но и является им, домом горилл в лондонском
зоопарке. В 1932 году потребовалось срочно поселить двух горилл из Конго, и сэр Джулиан Хаксли, директор зоопарка, радикал,
стремившийся ко всему новому, дал возможность Любеткину проявить свой талант.
Можно было бы ожидать, что англичане после этого строго ограничат применение
современного стиля раз выбранными типологическими рамками. Но нет. Разбомбленный
в войну на треть, город предпочел навтыкать прекрасных белых или стеклянных коробок
на каждое освободившееся место. Лондон – город Дарвина, где бы ты ни встретил эти
здания, везде они напоминают о своем происхождении от обезьяны. Даже тогда,
когда они уходят от прототипа довольно далеко – как в Ллойд-билдинг Роджерса, –
все равно в городе образуется две как бы накладывающиеся друг на друга перспективы: тех строений, которые, не зная о
естественном отборе, вели свою генеалогию по Палладио, от жилища богов, и тех,
которые, вкусив дарвинизма, переориентировались на обезьянник.
Собор Св.Павла, Кристофер Рен, 1625–1711 гг.,
бесспорный шедевр и гордость лондонской архитектуры
<<вернуться
далее>>
|
|
|