|
|
Путешествие
Григорий Ревзин
Вид из парка
IV-MMII - 17.09.2002
Здание Парламента, Чарльз Барри, Аугустус
Уэлби Пьюджин, 1835–60 гг. Неоготику принято ругать. Но это едва ли не
лучшее здание Лондона
Впрочем, проведя в городе неделю и уже более или менее приведя в порядок соответствие слов и вещей, обнаруживаешь, что
ложность номинаций образует многослойную, многоуровневую структуру, определяемую вовсе не тем, что ты в городе впервые.
Любое утверждение Лондон заканчивает словами «Не правда ли?», и это не тебя
обманывают, это объективный обман, имманентное свойство территории. Синий
медальон с гербом с видимым трудом приспособлен к стеклянной стене дома не ранее 1970
года постройки, надпись внутри медальона гласит: «Английское наследие. Здесь жил
Оскар Уайльд». О, действительно? От города, в котором в разных местах проходит двенадцать Черчилль-стрит, ждать правды о том,
что как называется и как названное выглядит, по меньшей мере несерьезно.
«Как пройти на улицу Черчилля? – Как угодно, сэр». В Сити от Виктория-стрит
(не подумайте простого, она не имеет географического отношения к вокзалу) подряд
отходят Медовый, Хлебный и Молочный переулки. Мысленно видишь маленькие дома
с черепичными кровлями и лавками внизу, средневековый город мастеров или хотя бы
кривые арбатские переулки. В натуре эти лондонские Молочный и Хлебный – короткие
перспективные пеналы со стенами из пыльных алюминиевых десятиэтажных билдингов. Виктория-стрит замыкается перспективой здания Белчер-офис, здания, хотя и
спроектированного Джеймсом Стирлингом, но совершенно очевидно вышедшего из нижегородской мастерской Александра Харитонова и Евгения Пестова. Стоит ли говорить, что
на этом месте по предварительным данным должен был стоять тоже Белчер-офис, но
совсем другое здание, поскольку спроектировал его после войны Мис ван дер Роэ?
Слева. В Лондоне очень много памятников. Они составили англичанам славу
самой ироничной нации в области ваяния. Памятник маршалу Монтгомери, герою Второй мировой.
Справа. Бывший Floral Hall (цветочный рынок), в 1990 году включенный в комплекс зданий Ковент Гардена. Голлинз Мелвин Уард
и партнеры. Стеклянная стена посередине, на которой непонятно как висит
балкон, – это единственный аттракцион во всей
реконструкции Оперы
Здание Королевских конюшен, Вильям Кент,
1745–55 гг. В Лондоне не осталось ни одного исторического ансамбля, не
облагороженного чем-нибудь актуальным – над
этой палладианской виллой красуется колесо обозрения, возникшее на берегу Темзы два года назад.
<<вернуться
далее>>
|
|
|