|
|
Путешествие
Владимир Седов
Открытие Тайваня
II-MMI - 16.12.2001
 |
Памятная доска императора Гао
Дзуна в Тайнане
Храм Конфуция в Тайнане
|
После уяснения исторических перипетий становится ясно, что на острове искать. Кроме руин испанских и голландских фортов (Ши Е их откровенно не принимает и ругает нас "любителями колониальной культуры") следует искать что-то вроде городских ворот Тайбея и храма Лунгшан. И действительно, городские ворота, причем даже более ранние (1848), находим в Тайнане, старой столице острова. Все ворота китайских городов располагались на осях главных улиц, над массивным основанием с проездной аркой всегда стоит легкий павильон, напоминающий храм. Это и есть храм одного из божеств или сил, защищающих ворота. Таким образом, композиция китайских ворот по типу напоминает ворота древнерусских городов и монастырей: над собственно защитным сооружением стоит градозащитный храм. Еще одни ворота сохранились в городе Хенчуэй, самом южном городе Тайваня (в переводе название значит "Вечная весна" это уже в тропической зоне). Они сооружены в 1871 году для защиты от японских вторжений, а столь поздняя дата, как и в Тайбее, обусловила особенную массивность основания, приспособленного для артиллерийской стрельбы.
Кроме того, сами храмы, которых довольно много в том же Тайнане. В тайбейском храме Лунгшан, сооруженном в середине XVIII века, уже почему-то ощущается какая-то манерность, излет стиля (хотя, от незнания, совершенно неясно, когда и где был взлет). Это какой-то китайский маньеризм (хотя на самом Тайване сравнивать не с чем), но при этом это та самая архитектура, которую европейцы брали за образец при создании парковых павильонов в садах рококо и классицизма эпохи Просвещения. Поэтому так важно отметить определенную рокайльность самих образцов, их игровой и изысканный характер.
 |
Музей провинции Тайвань в Тайбее
| Университетский госпиталь в Тайбее
|
Тот же игривый, ломаный оттенок имеют небольшие резные деревянные алтари, покрытые позолотой и расписанные. Один из лучших таких алтарей-кумирен, сделанный, видимо, еще в XVIII веке, находится в храме Лунгшан.
К той же традиции принадлежит храм Бога Литературы в Тайнане, сооруженный в 1805 году. Перед этим легким павильоном красуются установленные в 1788 году императором Гао-Дзунгом каменные памятные доски в честь каких-то побед. Эти вертикально поставленные плиты с резными рамами и надписями покоятся на каменных черепахах. Весь этот комплекс с храмом и памятными досками находится на развалинах голландского форта "Зеландия", что характерно для смены культур: китайцы утверждались на месте, отмеченном изгнанными завоевателями. Рядом, на месте одного из бастионов, разбит очаровательный китайский садик XVIII века: с мостиками, фонтанами, беседками и каменными горками. Ту же стилистику повторяли в Европе, а в России нечто подобное появилось только в эпоху Эклектики - в Китайском садике у Монплезира в Петергофе.
Еще одним чудесным памятником Тайнаня является храм Конфуция, сооруженный в 1665 году, вскоре после изгнания голландцев, и возобновленный в 1777 году. Это самый ранний китайский храм острова, в его спокойных формах и четких изгибах крыш чувствуется другая эпоха, еще не приобретшая манерности позднейшего времени. Собственно храм размещен в правом крыле, в левом находится школа, а среднее здание занимает обширный общественный зал. Примерно ту же манеру и ту же планировку пытались воспроизвести в храме, посвященном памяти освободителя (или завоевателя?) острова, Коксинги, сооруженном в Тайнане в 1875 году. Но здесь уже видно, что это совсем не живая архитектура, а холодноватая стилизация ускользающей традиции.
Китайская традиция особенно хорошо ощутима в образе кладбища, расположенного у стен крепости Ан-Пин ("Вечная крепость"), построенной на юге острова в 1840 году против англичан во время Опиумной войны (борьба английских колонизаторов за китайские порты для вывоза мака). Кладбище, большая часть гробниц которого принадлежит ко второй половине XIX века, представляет собой настоящий город мертвых: скученный, регулярный и однообразный - впрочем, как и настоящие города острова.
Еще одной яркой страницей архитектурной и культурной истории Тайваня был период японского владычества. Японцы принесли с собой на остров европейскую буржуазную культуру и европейские стили - с легким местным привкусом. Самые интересные постройки выполнены в стиле рационального модерна с включением отдельных неоклассических деталей. Их первоначальное назначение часто довольно трудно выяснить, но в основном это были здания крупных государственных учреждений. Среди этих массивных, иногда занимающих целый квартал построек, особенно выделяются два комплекса: университетский госпиталь 1914-1915 годов и музей провинции Тайвань 1915 года. В Тайнане к тому же времени и тому же стилю принадлежит здание суда.
Более позднее время почему-то не дало крупных сооружений, из японских построек можно отметить лишь здание банка в Тайбее, построенное в грамотных формах функционализма в 1920-х годах. При Гоминдане, после Второй мировой, все пошло уже по накатанной, но провинциальной дороге. Архитектура острова повторяет американские стили и плавно, но вяло следует от неоклассики 1950-х годов к модернизму 1960-1970-х, а затем - к постмодернизму. Эту архитектуру, сосредоточенную в двух крупнейших городах, Тайбее и Гаошуне, может смотреть только специалист. А вот форты колонизаторов, изысканную позднюю архитектуру Китая и японский модерн стоит посмотреть всем, кто доберется до далекого острова.
<<вернуться
|
 |
|