приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Что мы вывезли из Китая
II-MMI - 16.12.2001


 

Интерьеры дворца Петра III, Китайского дворца и Катальной горки в Ораниенбауме. А.Ринальди. 1758-1762; 1762-1768; 1762-1774.

Интерес к восточным стилям выразился уже в Лаковом или Китайском кабинете Монплезира, созданном в 1721-1722 гг. по проекту И.-Ф.Браунштейна. Сам замысел, что характерно для России, был связан не с прямым заимствованием, а с подражанием европейской практике: Петр I видел подобный кабинет во дворце Монбижу под Берлином в 1717 г. Китайский фарфор видим и при Елизавете Петровне - в оформлении барочной парадной лестницы в Большом дворце Царского Села. Но основная волна "китайщины" или шинуазри настигла Россию в 1760-е гг., в краткий для нашей страны период рококо. В Ораниенбауме, владении наследника престола Петра и его жены Екатерины, Антонио Ринальди создал дворец в потешной крепости Петерштадт. Кабинет и спальня этого дворца украшены лаковыми панелями и дверями, а стены обиты китайским шелком. Несколько позже, во дворце Собственной дачи Екатерины II, названном позже Китайским дворцом, были созданы Китайская опочивальня, Стеклярусный кабинет и Большой и Малый китайские кабинеты с великолепной рокайльно-восточной отделкой. Примерно в то же время в Катальной горке создается изысканный Фарфоровый кабинет.

 

 

Западный и Восточный китайские кабинеты Большого дворца в Петергофе. Ж.-Б.Валлен-Деламотт. 1763-1767.

Екатерина II отдала дань увлечению "китайщиной" и в Большом дворце Петергофа. Два небольших покоя по сторонам центрального зала только что оконченного барочного дворца Елизаветы Петровны было решено "убрать лаковою работою" с использованием подлинных китайских ширм того времени. Проект двух Китайских кабинетов разработал недавно прибывший в Россию французский архитектор Валлен-Деламот, более известный своими классицистическими работами. Но здесь он отставляет классицизм в сторону и свободно оперирует полихромными поверхностями, драконами, лаковыми створками и забавными "китайскими" печами с росписью. В результате получается интерьер даже более яркий и "напористый", чем рокайльные интерьеры Ораниенбаума. Оказывается, "китайщина" выступала в качестве "добавочного стиля", но перенимала характер основного: в рококо изысканность и манерность, в классицизме - четкость и строгость.

 
 

 

Большой каприз в Царском Селе. 1772-1774. И.Герард, И.В.Неелов.

Один из самых зрелищных "аттракционов" царскосельского парка, мост Большого каприза перекинут над Баболовской дорогой (или Подкапризной аллеей) и позволяет прогуливаться в условном "китайском" пространстве от Китайской деревни до Скрипучей беседки. Само сооружение имитирует некую "гору" в Китае с характерной, известной по китайской живописи тектоникой скал, которую имитируют вертикально поставленные камни облицовки. Две крупные арки, большая проездная и пешая, поставленная под живописным углом к первой, прорезают рукотворную скалу, а венчает ее восьмиколонная беседка (сооружена Дж.Кваренги в 1782-1786 гг.) с причудливыми ионическими капителями, несущими расписную китайскую крышу. Ближе к дворцу расположена арка руинированного Малого каприза.

далее>>

вверх

 Архив

     
 

16.12.2001 II-MMI
Владимир Седов
Открытие Тайваня

     
 

16.12.2001 II-MMI
Владимир Седов 
Что мы вывезли из Китая

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна