|
|
Что делают ньюсмейкеры? Проект Н. Малинина / Архив
I-MMI - 29.10.2001
Андрей Боков

«Солнечный остров». Проектное предложение для Харбина (Китай).
Архитекторы Андрей Боков, Алексей Сержантов, Наталья Сержантова, Наталья Япринцева, Марина Сипко, Ольга Макарова, Сраждин Сатубалов, Акоп Иликчан (МНИИП).

Самым неожиданным образом нам предложили сделать проектное предложение для Харбина. Это был своего рода конкурс на общественно-парковую зону. Заказчик (администрация города) довольно смутно представлял, чего он хочет, конкурс же - как это часто бывает - и должен был дать ответ. То есть, надо было найти какие-то точки, оси, системы отсчета, и вообще понять, как себя вести на этих бескрайних, невероятных пространствах. Что без архитектора сделать невозможно.
Харбин это такой остров Крым, где до войны было полмиллиона наших соотечественников. Это был кратчайший путь от Байкала до Владивостока -- через Манчжурию, а не кругом, вдоль границы. И здесь, на берегу реки Сунгари, было множество русских дачек, такая райская роща, откуда открываются виды на город. И хотя эпоха культурной революции тяжело отразилась на взаимоотношениях наших стран, китайцы относятся к этому эпизоду общей истории с трепетом и нежностью. Собственно, именно с этим и был связан заказ.
Харбин это по существу провинциальный город вроде Тамбова. Хотя все есть: небоскребы, аквапарки, гольф-поля. При этом они считают, что здесь слишком много коммунизма, и вообще в экономическом отношении север Китая сильно уступает югу. Распространенное же мнение, что китайская архитектура плоха -- это глубочайшее заблуждение. Да, то, что пока построено, является скорее продуктом экономики, нежели искусства. Но там фантастические темпы строительства! И с Китаем произойдет то же самое, что и с США. Там тоже не было ни литературы, ни живописи, ни архитектуры - и казалось бы вдруг, на глазах моего поколения настало время, когда мы стали читать только американские книжки и смотреть только американское кино. Тут важен именно темп. В Китае была первая волна новой архитектуры (1980-85) – крайне циничная и наивная, вторая волна (1985-90), породившая множество вторичного, и третья (1995-97) - которая принесла вполне качественные вещи, не хуже того, что есть в среднем американском городе. А своеобразие будет на следующем этапе. Главное – здесь сохранились основы, традиции, культура. Так что высокая архитектура - это только вопрос времени.
Мы охотно откликнулись на предложение из Харбина, поскольку для нас очень важно освоение других рынков. Важно утвердиться в правоте собственной профессиональной позиции, в том, что мы можем быть востребованы, в том, что наши услуги привлекательны не только в силу их низкой стоимости. Вне мирового проектного рынка мы не можем существовать. Изоляция изжила себя. Либо мы остаемся вечно вторыми и никому неинтересными, либо мы входим в это сообщество. Когда-то мы очень надеялись на европейский рынок. В частности, с Дмитрием Бушем и Сергеем Чукловым сделали много работ для Германии. Мы были первыми русскими, которые выигрывали не бумажные конкурсы. Построить, правда, по результатам конкурса удалось только Бушу. Но этот рынок лопнул, Германия не выдержала бремени расходов по унификации восточной части. В Америке нас по-прежнему не ждут (там, впрочем, вообще никого не ждут), а европейские зодчие сами ищут заказов на Востоке. Китайский же рынок проектных услуг уникален по широте. Там проектируют Ренцо Пьяно, Йонг Мин Пей и десятки других – как известных, так и малоизвестных компаний. Русских же там пока не было.
В результате мы спроектировали «Солнечный остров», некий космос в границах отдельно взятой территории. Да, недвусмысленно обратились к вечному. А главное - попытались сохранить все следы - как рукотворные, так и нерукотворные, оставленные на этой земле. Китайцы, правда, относятся достаточно спокойно ко всему, что было раньше. То ли это печальное наследие культурной революции, то ли обстоятельство их культуры. Они совершенно не испытывают того трепета, который привит сегодня нам. Пять тысяч лет истории (да еще при неизменном этническом составе) формируют иное историческое сознание. Когда они говорят про родственников, вспоминают тех, кто жил 1000 лет назад. Мы же предложили все-таки свой взгляд, хотя вполне невольно немного его адаптировав.
вверх
|
 |
|