|
|
Что делают ньюсмейкеры? Проект Н. Малинина / Архив
I-MMI - 29.10.2001
Михаил Филиппов
Реконструкции и приспособления
зданий под жилье Б.Афанасьевский переулок
д.24 и д.26 март-апрель 2001 г.
Архитекторы : Михаил Филиппов, Александр
Филиппов, Елена Алехина, Татьяна Денискина,
Василий Пак. ("Мастерская Михаила
Филиппова")
Я проектирую два жилых комплекса в
Москве. В Кадашах и в Большом Афанасьевском, рядом с особняком, который я строил, в том же переулке. Заказчики -- риэлтеры, давно работающие на рынке жилья. Они заказали мне Италию. По их мнению, такое жилье лучше всего продается. Они к этому пришли в результате маркетинговых исследований, но мне кажется, это и так понятно. Люди покупают жилье, чтобы им там было хорошо. Но, скажем, отпуск они проводят в Италии, а не в Орехово-Борисово.
В России -- огромный, но какой-то неудачный опыт Италии. Достаточно вспомнить архитекторов сталинского времени. Это иногда великолепная архитектура, но Италия у них не вышла. Скажем, потому, что социалистическое строительство предполагает большие дома. Это условие было непреодолимым и к тому же с энтузиазмом принятым самими архитекторами. Из-за этого сталинская архитектура, хорошая даже, все время «передавливает» масштаб. Дома просто очень большие, и это оказывается гораздо важнее, чем тонко найденные детали.
Я, в принципе, оказался перед той же задачей. Меня попросили создать образ итальянского дома. Он должен быть большим -- иначе не выгодно. 9 этажей. Но это дом для человека, а не для государства, он не должен подавлять. Дом не выходит на улицу, он в глубине участка. Мне, собственно, это и дало решение.
Это - двор, а двор - иной масштаб. Мы сегодня застраиваем дворы, но строим там башни. Донжоны с евроремонтом и защитой, чтобы ничего не слышать и не видеть. Не нужно стараться выстроить во дворе огромный дом, который всеми силами рвется на улицу, но не может туда попасть из-за охраны исторической среды. Лучше не рваться со двора, но, наоборот, осознать его как новую градостроительную задачу.
Ведь сегодня статус двора решительно поменялся. Это очень престижная территория. В начале ХХ века квартиры, выходящие во двор, - это плохо, они стоили дешевле, чем выходящие на улицу. Так в Петербурге, а в Москве развитых дворовых композиций вообще не было, во дворе всегда какие-то безнадежные строения. А сейчас все наоборот – из-за машин, шума и т.д.
Я подумал: а что если сделать парадный, торжественный двор. Даже площадь во дворе. Москва почему-то не имеет, круглых площадей. Их сотни во всем мире, они очень украшают город. И если превратить двор в круглую площадь, это как раз будет выражением нового статуса территории, когда пространство одновременно и очень торжественное, и камерное.
Это и типологически хороший выход. Потому что Италия всем нравится, но Италия -- это окно в окно, это соседи у тебя в комнате. А так никто не хочет. Полукруг двора устроен так, что ни из одного окна другого не видно.
Ну а дальше требовалось найти какой-то композиционный ход, который бы все это объединил. Мне захотелось превратить колоннаду в диагональную, супрематическую композицию. Мне было любопытно сделать такой маленький строительный экзерсис на тему колоннады, которая скачет, переворачивается. Отчасти меня увлекала тема палаццо Кантарини-Боволо в Венеции, его лестница со скачущей аркадой. Хотя это абсолютно не так выглядит, но там получилось очень красиво.
Мне кажется, что эта поднимающаяся колоннада позволяет сохранить нужный, человеческий масштаб. Человек ассоциирует себя с колонной. И если колоннада скачет снизу наверх, то у тебя уже нет ощущения, что тебя подавляет девятиэтажное строение. Тебе кажется, что ты подпрыгиваешь наверх, потом спускаешься. Это тема -- в ней при всей торжественности есть даже некое веселье. Ордерные каникулы. Это ведь и есть настроение итальянского города.
вверх
|
|
|