|
|
Культура
Михаил Пророков
Pyzhik в тумане
VII-MMIII - 30.06.2003
Если даже изгнать из этого сконструированного мной
«общения в чате» все прокравшиеся в него элементы
письменной речи (вводные, указательные слова при
союзах и т. п.), его все равно нельзя будет принять за
взятое из реальной интернет-практики: слишком
много знаков препинания, слишком мало орфографических ошибок (все-таки Страна
Невыученных Уроков, как ни крути), слишком мало
акронимов, эмотиконов – смайликов (:)) и т.п. Кстати, эмотиконы (так же, как и родственные им
акронимы – такие как, например, ROFL: Rolling On the Floor Laughing), призванные выразить усмешку,
недоумение, ярость и т. п. – вовсе не такая бесполезная вещь, как многие думают; достаточно
было Yurik’у написать «Оба вы лохи :-)))» или «Оба
вы лохи ROFL», как его реплика стала бы выглядеть
гораздо более дружественной. В обычном письме,
разумеется, в смайликах нет нужды – но ведь человек, с которым я переписываюсь, как правило,
давно и хорошо мне знаком, и я могу предположить,
с какой интонацией он бы произнес фразу «оба вы
лохи», могу представить себе его глаза, лицо, улыбку
в этот момент. У бедного Yurik’а же нет ни глаз, ни
лица, ни улыбки, ни имени даже – только ник и в
лучшем случае – адрес, кончающийся на @mail.ru.
Имя
Большое видится на расстоянии – пока же виртуальный мир слишком близко от нас. Наш experience
общения с ним пока не сделался опытом – как будто все, что сейчас происходит (обратимся для
лучшего понимания вновь к геймерским терминам),
не более чем демка, а игра еще впереди. Наши наблюдения над персонажами, сюжетом и графикой
сами по себе достаточно любопытны, но любой геймер
знает: сюжет может быть сколь угодно хорош, графика – крута, персонажи – забавны, но если у
игры большие проблемы с геймплеем – ее ничто не
спасет. А геймплей – это то, что ты делаешь во время
игры. Играние. «Чем ты был занят, пока он лез по
уровням, чтобы освободить принцессу?» – так (или
примерно так) спрашивает один из героев
пелевинского «Принца Госплана» у другого; но
штука-то в том, что ты и он – одно и то же лицо.
И все же: чем ты занят, пока он путешествует по
виртуальному миру? Включаешь компьютер. Смотришь, как загружается Windows. Может быть,
вводишь пароль – или даже логин и пароль (например, klim pyzhov – 911). Дожидаешься
загрузки desktop’а. Стучишь в окошко игры. Смотришь или отщелкиваешь мультик, выбираешь
Start New Game. Вводишь имя – например, Klim (если игра русифицирована, то Клим, или, например,
Ван дер Пыж). Играешь. Сохраняешь игру – вводишь
название, например, Klimbattle14. Выходишь. Загружаешь интернет (вводя логин и пароль –
например, klim_01 и pyz9119v), проверяешь почту (вводя логин и пароль), отвечаешь на письма (вводя
адрес корреспондента – логин, как правило, туда
включен в качестве первой части). Идешь в чат.
Вводишь логин – например, pyzhik...
Сплошная какая-то проверка на дорогах. Сплошное «помни имя свое». Да добро бы имя – а то
целый набор, чемодан, вагон и маленькую тележку
имен; даже рецидивисту («...он же Косой, он же Хромой, он же Горбатый») показалось бы чересчур.

Да и проверка здесь на самом деле не так важна –
очень часто никто ничего и не проверяет: назови себя
как желаешь, сообщи о себе любую байду – и входи в
чат, в форум, в клуб, получай почтовый ящик. Только назовись. Еще раз назовись – по-другому.
Еще раз. Назови имя. Скажи, как тебя зовут.
Что же это за игра, в которую мы играем? Отец
звал Климкой, мама – Климушкой, одноклассники –
Пыжовым или Пыжом, научный руководитель – Климом Сергеевичем, сын – папой... и вдруг – тысяча
имен, часть из которых порождена воображением
явно негуманоидным, и главная интрига – вспомнить, кто ты здесь (в этом чате, клубе, сервере,
ящике, броузере) – ryzhik, pyzhik, chizhik или klim_01. Сказочные аналогии дают не слишком
много: да, знающий твое настоящее имя получает
власть над тобой – но настоящего-то как раз никто и
не знает, и сам ты его забыл. Или: найди любимую
среди дюжины девушек с закрытыми лицами... неубедительно – закрытые лица не очень похожи на
забытые имена; себя, любимого, тоже как-то странно
считать девушкой; да и не себя ты ищешь, а способ
пробраться в этот чертов чат или подключиться к
сети. Своя множественность здесь скорее источник
своеобразного (сопряженного с кучей мелких неудобств) удовольствия, что-то сродни кайфу
владельца гарема; между собой можно устраивать
соревнования (скажем, в Hall of Fame какой-нибудь игры Клим может попытаться превзойти результат
Ван дер Пыжа) или просто общаться (klim_01@mail.ru может послать письмо какому-нибудь klim_032@yahoo.com, тот спустя некоторое
время проверит почтовый ящик, ознакомится с
посланием и, глядишь, когда-нибудь напишет ответ).
Так ведут себя не когда хотят найти свое истинное «я» – скорее, когда хотят что-нибудь от
кого-нибудь спрятать. Что? Да то же, что и рецидивист – себя, свою единую и единственную
судьбу со всеми ее поворотами и извилинами. От
кого? Ну, не от полиции... с этой точки зрения скорее
надо рассуждать о прокси-серверах и т.п., нам это не
по теме... Скажем так: от кого-то. От кого-то, кто
постановил, что реальность реальна, что ты можешь
быть только тем, кто ты есть, и при каждом выборе
отвечаешь за все.
Так что туман – штука даже вовсе не лишняя.
В этом смысле создатели «Облака» явно что-то
важное уловили. Может быть, даже и предвосхитили
– момент, когда на вопрос «А где был ты, пока он...»
можно будет с полным правом ответить: «А там же».
Выглядеть это может, например, так: ты включаешь
компьютер. Загружаешь Windows (вводя или не вводя). Выбираешь игру. Start New Game. На экране
перед тобой – fog of war и крохотное светлое пятнышко посредине. Ходишь – пятнышко
уменьшается. Ходишь еще – и черный туман, заполнив экран целиком, выбирается за пределы
дисплея, заливает клавиатуру и окутывает – нет,
надежно и прочно укутывает тебя.
<<вернуться
|
 |
|