приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Михаил Пророков
Pyzhik в тумане
VII-MMIII - 30.06.2003

Если даже изгнать из этого сконструированного мной «общения в чате» все прокравшиеся в него элементы письменной речи (вводные, указательные слова при союзах и т. п.), его все равно нельзя будет принять за взятое из реальной интернет-практики: слишком много знаков препинания, слишком мало орфографических ошибок (все-таки Страна Невыученных Уроков, как ни крути), слишком мало акронимов, эмотиконов – смайликов (:)) и т.п. Кстати, эмотиконы (так же, как и родственные им акронимы – такие как, например, ROFL: Rolling On the Floor Laughing), призванные выразить усмешку, недоумение, ярость и т. п. – вовсе не такая бесполезная вещь, как многие думают; достаточно было Yurik’у написать «Оба вы лохи :-)))» или «Оба вы лохи ROFL», как его реплика стала бы выглядеть гораздо более дружественной. В обычном письме, разумеется, в смайликах нет нужды – но ведь человек, с которым я переписываюсь, как правило, давно и хорошо мне знаком, и я могу предположить, с какой интонацией он бы произнес фразу «оба вы лохи», могу представить себе его глаза, лицо, улыбку в этот момент. У бедного Yurik’а же нет ни глаз, ни лица, ни улыбки, ни имени даже – только ник и в лучшем случае – адрес, кончающийся на @mail.ru.

Имя

Большое видится на расстоянии – пока же виртуальный мир слишком близко от нас. Наш experience общения с ним пока не сделался опытом – как будто все, что сейчас происходит (обратимся для лучшего понимания вновь к геймерским терминам), не более чем демка, а игра еще впереди. Наши наблюдения над персонажами, сюжетом и графикой сами по себе достаточно любопытны, но любой геймер знает: сюжет может быть сколь угодно хорош, графика – крута, персонажи – забавны, но если у игры большие проблемы с геймплеем – ее ничто не спасет. А геймплей – это то, что ты делаешь во время игры. Играние. «Чем ты был занят, пока он лез по уровням, чтобы освободить принцессу?» – так (или примерно так) спрашивает один из героев пелевинского «Принца Госплана» у другого; но штука-то в том, что ты и он – одно и то же лицо.

И все же: чем ты занят, пока он путешествует по виртуальному миру? Включаешь компьютер. Смотришь, как загружается Windows. Может быть, вводишь пароль – или даже логин и пароль (например, klim pyzhov – 911). Дожидаешься загрузки desktop’а. Стучишь в окошко игры. Смотришь или отщелкиваешь мультик, выбираешь Start New Game. Вводишь имя – например, Klim (если игра русифицирована, то Клим, или, например, Ван дер Пыж). Играешь. Сохраняешь игру – вводишь название, например, Klimbattle14. Выходишь. Загружаешь интернет (вводя логин и пароль – например, klim_01 и pyz9119v), проверяешь почту (вводя логин и пароль), отвечаешь на письма (вводя адрес корреспондента – логин, как правило, туда включен в качестве первой части). Идешь в чат. Вводишь логин – например, pyzhik...

Сплошная какая-то проверка на дорогах. Сплошное «помни имя свое». Да добро бы имя – а то целый набор, чемодан, вагон и маленькую тележку имен; даже рецидивисту («...он же Косой, он же Хромой, он же Горбатый») показалось бы чересчур.

Да и проверка здесь на самом деле не так важна – очень часто никто ничего и не проверяет: назови себя как желаешь, сообщи о себе любую байду – и входи в чат, в форум, в клуб, получай почтовый ящик. Только назовись. Еще раз назовись – по-другому. Еще раз. Назови имя. Скажи, как тебя зовут.

Что же это за игра, в которую мы играем? Отец звал Климкой, мама – Климушкой, одноклассники – Пыжовым или Пыжом, научный руководитель – Климом Сергеевичем, сын – папой... и вдруг – тысяча имен, часть из которых порождена воображением явно негуманоидным, и главная интрига – вспомнить, кто ты здесь (в этом чате, клубе, сервере, ящике, броузере) – ryzhik, pyzhik, chizhik или klim_01. Сказочные аналогии дают не слишком много: да, знающий твое настоящее имя получает власть над тобой – но настоящего-то как раз никто и не знает, и сам ты его забыл. Или: найди любимую среди дюжины девушек с закрытыми лицами... неубедительно – закрытые лица не очень похожи на забытые имена; себя, любимого, тоже как-то странно считать девушкой; да и не себя ты ищешь, а способ пробраться в этот чертов чат или подключиться к сети. Своя множественность здесь скорее источник своеобразного (сопряженного с кучей мелких неудобств) удовольствия, что-то сродни кайфу владельца гарема; между собой можно устраивать соревнования (скажем, в Hall of Fame какой-нибудь игры Клим может попытаться превзойти результат Ван дер Пыжа) или просто общаться (klim_01@mail.ru может послать письмо какому-нибудь klim_032@yahoo.com, тот спустя некоторое время проверит почтовый ящик, ознакомится с посланием и, глядишь, когда-нибудь напишет ответ).

Так ведут себя не когда хотят найти свое истинное «я» – скорее, когда хотят что-нибудь от кого-нибудь спрятать. Что? Да то же, что и рецидивист – себя, свою единую и единственную судьбу со всеми ее поворотами и извилинами. От кого? Ну, не от полиции... с этой точки зрения скорее надо рассуждать о прокси-серверах и т.п., нам это не по теме... Скажем так: от кого-то. От кого-то, кто постановил, что реальность реальна, что ты можешь быть только тем, кто ты есть, и при каждом выборе отвечаешь за все.

Так что туман – штука даже вовсе не лишняя. В этом смысле создатели «Облака» явно что-то важное уловили. Может быть, даже и предвосхитили – момент, когда на вопрос «А где был ты, пока он...» можно будет с полным правом ответить: «А там же». Выглядеть это может, например, так: ты включаешь компьютер. Загружаешь Windows (вводя или не вводя). Выбираешь игру. Start New Game. На экране перед тобой – fog of war и крохотное светлое пятнышко посредине. Ходишь – пятнышко уменьшается. Ходишь еще – и черный туман, заполнив экран целиком, выбирается за пределы дисплея, заливает клавиатуру и окутывает – нет, надежно и прочно укутывает тебя.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

30.06.2003 VII-MMIII
Михаил Пророков
Pyzhik в тумане

     

30.06.2003 VII-MMIII
Ирина Кулик
Введение в историю искусства
дигитального периода

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна