приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Михаил Филиппов
Город квартир
II-MMI - 16.12.2001


Квартира Александра Блока. Санкт-Петербург

В замечательной книге Евгении Кириченко "Русская архитектура второй половины XIX - начала XX века" самым увлекательным образом рассказывается история образа доходного дома. Особенно интересны найденные связи архитектуры с философскими и литературными исканиями XIX века. "Мир Достоевского" и революционных разночинцев, отраженный на "физиогномии города", литература как стержневое искусство века и ее отражение на фасадах эклектики и историзма. Однако главная идея книги все же уводит, на мой взгляд, от реальностей истории. Книга написана в советское время, когда культ модернизма и его фальшивой героики был определяющим, когда все, что писалось об архитектуре, находилось под знаком схемы Гидеона: хрустальный дворец - Эйфелева башня - модерн - функционализм - светлое будущее. С позиции последнего пункта, никогда не осуществимого города-рая, и рассматривалась история русской архитектуры. Естественно, в ней не могло быть серьезного места русскому неоклассицизму. Этому поистине серебряному веку архитектуры находились непроизносимые ярлыки, вроде "классицизирующего модерна" (ссылка на стиль, фактически отсутствующий в Петербурге). А ведь буквально в течение нескольких лет, с высочайшим художественным и строительным качеством был выстроен целый квартирный мир. С интерьерными шедеврами Фомина, утонченной грандиозностью Лидваля, северным романтизмом Бубыря, Васильева и Оля, с литературными итальянскими экзерсисами Щуко, Белогруда и Перетятковича. В этом мире жила великая квартирная культура. Города определяются местами, где встречаются их гении. Если в Афинах это портики Агоры и сады академии, в Риме форумы, в Лондоне клубы, а в Париже кафе, то в Петербурге вся художественная и культурная жизнь бурлила в квартирах: "Башня" Вяч. Иванова, дом Мурузи, Соллогуба и Бенуа и т. д. Последний иллюстрирует строки "Люблю тебя, Петра творенье..." видом белой ночи из квартиры Пушкина. Эта квартирная агора просуществовала в традициях русской интеллигенции весь XX век. Город квартир - это город индивидуальности, город личной свободы. В квартирах готовилась участь Павла I, собиралась "Зеленая лампа" и "Северное общество", происходили премьеры шедевров великой русской литературы, делались бомбы народовольцев, решалась судьба русской монархии, квартирный мир начала XIX века еще ждет своего Вазари. Однако было бы наивно молиться на серебряный век. Внутри его самых утонченных исканий, в ходе "пирдухов" в просторных столовых и заваленных книгами и офортами кабинетах шла работа по самоуничтожению, по созданию новой монументальности и синкретичности, лелеялась мечта о просвещенном тоталитаризме. "Докторы Фаусты" создавали утонченные мифы о великих хамах и мелких бесах, скифах и белокурых бестиях. Мода на эротическую мазохистскую эстетику бескрайнего абсолютизма сменилась ностальгией по аракчеевским принципам управления искусством, по ленинскому плану монументальной пропаганды, однако осуществлять его придется не "Галдящим Бенуа", а жестоким и инфантильным детям нового века - авангардистам. Профессор Преображенский не впускал Шарикова с улицы в свою квартиру. Он создал его сам. Этому произведению нового франкенштейна, как известно, "свезло" - удалось утвердиться в квартирной культуре на весь XX век, разрушить ее до основания, а затем, под хоровое пение конструктивистских швондеров, построить новую коммунальную шариковскую эстетику. Город из мириад решеток и сеток, клеток с коридорами, набитыми "винтиками и колесиками". 



Квартира Исаака Бродского. Санкт-Петербург

Образ этой жилой среды определяется новым укрупненным модулем - им является советский народ и все прогрессивное человечество, то есть ничто. В области пластической антиквартирная эстетика наносит тактически верный удар - по окнам. Конструктивизм вносит в композицию дома невиданный доселе прием: горизонтальный ритм. Фасады начинают приобретать характерную горизонтальную полосатость, и духовно победивший социализм заставит натянуть эту революционную тельняшку все городам планеты. Суть ее в разрушении оконного ритма, в уничтожении окна как фасадного элемента, в уничтожении жилого содержания дома. Ничто так не мешает современной пластике как пошлое окно - оно возвращает любому дому сладкий жилой вид и неуместный для новой эпохи масштаб. Вместе с возвращением неоклассики в новую социалистическую эпоху в сталинскую Москву 30-х переезжает большинство мастеров 10-х годов, но в суете переезда во время исторического путешествия из Петербурга в Москву теряются окна. Любопытно рассматривать грандиозные градостроительные проекты московских площадей и магистралей, нарисованные в эти годы - башни, ризалиты, портики, эркеры, огромные арки, нарисованные уверенной рукой, как правило, углем или сангиной. Места, где должны быть окна, растушеваны плоским грифелем, в виде плоскостей-пауз. Окон как бы нет, они представляют плоскость, в лучшем случае клетку. Вертикальные и горизонтальные классицистические композиции развиваются неограниченно во всех направлениях, не сдерживаясь никакими квартирными или человеческими масштабами. Именно в "московских окон негасимом свете" и содержится принципиальная разница Кутузовского и Каменноостровского проспектов, разница между достоинством, свободой и тоталитарной духотой. Одинаковые оконные проемы означают, что из них смотрят одинаковые люди. Это образ огромной социалистической коммуналки –царство Шарикова. Этот несгибаемый конструктивист и сейчас "живее всех живых". Ему принадлежит мир XX века, в котором эстетическим каноном большого арта стала его комната в общежитии с наклеенными личиками Мерилин Монро и кучей пустых банок "Кэмпбелл". Сегодня он пишет доносы не в ЧК, а в интернет, его трясет от самой идеи квартирного интерьера, он исправно работает во всех комиссиях по очистке искусства от сладких кошечек. А иногда, вспоминая революционное прошлое, сидит голым в клетке в виде собаки.

<<вернуться

вверх

 Архив

     
 

16.12.2001 II-MMI
Юлия Попова
Сфинкс в натуральную величину

     

16.12.2001 II-MMI
Михаил Филиппов
Город квартир  

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна