|
|
Культура
Михаил Филиппов
Город квартир
II-MMI - 16.12.2001
Квартира Архипа Куинджи. Санкт-Петербург.
Если взглянуть на современный город с позиции критика некого пластического акта, то он предстанет в виде колоссальной хаотической структуры, состоящей из множества вертикалей и горизонталей, плоскостей и отверстий. Типичная громоздкая кураторская инсталляция, какими набиты выставочные площадки нашего времени. Однако брезгливый адепт современного актуального искусства почувствует в ней наивное позорное качество - сложную уравновешенную и естественную композицию, имеющую отчетливый живой модуль, превращающий структурный хаос в органическое единство. Застывшую барабанную дробь в застывшую музыку.
Возможно, это превращение происходит потому, что пластический модуль традиционного города соответствует естественной ячейке общественной структуры, т.е. семье. Символично, что слова "семья" и "дом" являются синонимами почти во всех европейских языках, семейный принцип заложен в основе всех учреждений, занимающих дома: дворцов, особняков или лачуг. Словом "отец" обращались к священнику, словом "дом" к епископу, потому, что семья основа церковного устройства, всех соборов и монастырей, а вслед за ними всех академий, университетов, коллегий, департаментов и казарм, всех организаций, претендующих иметь свой дом в городе. Фасады, как любая поверхность, обречены быть неотъемлемой частью глубинного целого, нести семейное бремя в отражении единства дома и его сосредоточенной индивидуальности.
Семья, грандиозная или интимная - модуль городской структуры, мера всех городов, возникших в Европе в любом из додвадцатых веков.
Существовал и обратный психологический эффект - если есть дом, занимающий участок земли, значит это семейное владение, значит это определенное клановое единство, пусть сколь угодно сложное.
Появление в XIX веке многоквартирного дома поставило перед архитектурой неожиданную задачу дома домов, в котором отдельная семья чувствует себя независимой и самодостаточной единицей. Земля начала расслаиваться на этажи, сложившийся тип престижного жилья - вилла, особняк или палаццо - не решал этой задачи, так как имел отчетливую иерархию в структуре фасадов, и обозначал сложное устройство единого клана. Барский этаж с центральным залом, украшенный основным акцентом (например, портиком), флигелем для слуг и мезонин для второстепенных членов семьи. Разрушением этой иерархии и созданием нового композиционного построения на основе традиционного семейного модуля, в основном, занята архитектурная мысль XIX века, так как доходному дому суждено было определить облик и масштаб всех европейских столиц. Если сузить историю архитектуры Петербурга до истории решения этой задачи, то весь XIX век предстанет как лаборатория, делающая увлекательные опыты на эту тему.
Квартира Александра Блока. Санкт-Петербург
Могучие Захаров и Томон сменяются суховатой декоративностью Росси, стилистические экзерсисы позднего Стасова и Брюллова и бесконечно раскрепованного Штакеншнейдера сменяют дряблые штукатурные телеса интернациональной эклектики, мелочный комодный историзм и модерн наконец переходят в величественные курдонеры неоклассики.
Градостроительный смысл этих опытов, их естественная диалектика заключается в дроблении фасадных композиций до масштаба квартиры, т. е. семьи, в дроблении стиля до размеров театральной сцены или корешка из личной библиотеки. Превращение дома в композицию романтических особняков, слепленных сначала почти хаотично, как в кубике Рубика, а потом, в эпоху Фомина, собравшихся в большие парадные композиции, дома-города.
Квартира - семейная ячейка, малый дом в доме, за редким исключением занимающий часть этажа, она расположена на одной горизонтальной отметке и обозначена целостной микрокомпозицией окон. Окна - основной элемент фасада жилого дома, знак жизни в доме, если угодно, его глаза, прорыв в интимное бытие. Это самый выразительный декор фасада. Кто-то из основателей термодинамики и теории абсолютно черного тела остроумно заметил: "...самый черный пудель не бывает чернее дырки в его будке". Справедливо отметить, что ни одна фасадная колоннада, арка, карниз или балкон не в силах соперничать по значимости с окнами, с их ритмической выразительностью. Город, в конечном счете, это композиция множества окон. Замечательно, что в дореволюционном доходном доме на каждой новой отметке употребляется новый мотив обрамления оконного проема, подчеркивая, что на разных уровнях живут разные люди со своей неповторимой индивидуальностью.
далее>>
|
|
|