приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Юлия Попова
Сфинкс в натуральную величину
II-MMI - 16.12.2001



И все же Мыслитель был главным на "Платформе" не случайно. Имея в виду столь возвышенное, в смысле возвышающееся над землей, положение, которое занял наблюдатель по воле кураторов, следовало ожидать от Биеннале встреч с некими интеллектуальными плодами, некими "general view", развернутыми высказываниями о мире вообще, вроде "Наш мир - это цветущий сад, вот вам его ботанический атлас" или "Наш мир - это выгребная яма, вот вам ее чертеж". Мыслитель передавал эстафету другому вопрошающему существу, а именно тому, что открывал экспозицию в Арсенале. А открывал ее персонаж, которого можно считать эдаким наследником-мутантом роденовского человека. Гигантский полуголый мальчишка, присевший на корточки, взял на себя обязанность главного вопрошателя Биеннале.



Рон Мьюек
"...наследник-мутант роденовского человека. Гигантский полуголый мальчишка, присевший на корточки, взял на себя обязанность главного вопрошателя Биеннале"

Его автор - австралиец Рон Мьюек (Ron Mueck) всегда терроризировал зрительское восприятие своими до ужаса натуралистичными скульптурами, в которых, как во всяком экстремальном натурализме, чем жизнеподобнее, тем мертвее. С "мальчиком" (это не название работы, она, как и прочие его тела, названия не имеет) иная история. Из-за нечеловеческих размеров его натурализм - не вполне натурализм, и поза его вызывает не только телесные ощущения, но и какие-то смутные воспоминания о "великих сидящих" прошлого вроде "Скорчившегося мальчика" Микеланджело или того же роденовского "Мыслителя". Мальчишка как будто защищается, и в то же время настойчиво спрашивает о чем-то. В общем, это юное существо угрожающих размеров критики прозвали "современным сфинксом". Но раз есть сфинкс, значит, должен быть и кто-то, кто пытается разгадать его загадки, предложить ему собственную версию того, как все устроено. Одна из версий сомасштабных страшивающему - это "гуманистическая" утопия главного классика нынешней Биеннале Йозефа Бойса. В Арсенале Бойса много, но самое значительное его послание - это инсталляция "Конец ХХ века" - несколько базальтовых плит с вырезанными кругляшами (глазами?), которые как доисторические рыбы, выползшие на берег, и неспособные двигаться дальше, как куски какого-нибудь взорванного Стонхэнджа, застыли в беспорядке. Они тяжелы и инертны по своей природе, но кто-то положил под них деревянные балки, а одну плиту уже поместили на погрузчик, и она из инертной, неподъемной глыбищи превратилась в то, из его можно строить. Вот так, вероятно, должно выглядеть время собирать камни, время, когда природа и человеческая воля объединятся для созидания. Наверное, не случайно, прямо рядом с бойсовскими базальтовыми плитами расположилась другая утопия - утопия радостного сенсуализма, в котором также должны примириться все противоречия.



Эрнесто Нето
Инсталляция "Мы ловим время (Теплые дыры и пустота)"

Это - инсталляция "Мы ловим время (Теплые дыры и пустоты)" Эрнесто Нето (Ernesto Neto), бразильца, который тоже неплохо представлен на Биеннале: одна работа в Арсенале, две - в родном павильоне. Внешне все три произведения - это фрагменты одного гигантского вымени. Большие белые полупрозрачные мешки спускаются с потолка нейлоновыми сталактитам. В мешках - что-то сыпучее (крошка вроде пенопласта и цветной песочек), что оттягивает их вниз, заставляя иногда касаться пола, оставлять цветные "лужицы".



Эрнесто Нето
"Прогуливаясь внутри Венеры"

"Прогуливаясь внутри Венеры" - путешествие внутри вымени. В комнате-пещере, где пол, стены, потолок укутаны теми же белыми мешками, можно мять босыми ногами "живую", податливую, то проседающую, то вспучивающуюся материю, спотыкаться и шлепаться, не боясь удариться, падая, хвататься за мягкие выступы. Нам не удалось увидеть ни одного недовольного из тех, кто подверг это произведение внимательному осмотру. Радостная сенсуалистическая утопия Нето - это о том, как достичь мировой гармонии способом обратным бойсовскому, то есть не через соединение природы и интеллектуального усилия, а через возвращение к пренатальному опыту – источнику бесконечной гармонии и радости. Но это все же больше о том, как должно быть. А вот о том, как есть. Помнится, старый черт Баламут, наставляя своего подопечного в мастерстве дурить голову человеку, советовал в частности, запутать его в крайне важном вопросе - о том, что такое "на самом деле". Чем человек основательнее запутается, тем легче, мол, нам, чертям, внушить ему, что все темное и страшное происходит "на самом деле", а его благодушные прозрения - это то, "что кажется". Сложная эта штука "на самом деле". Вроде бы видишь одно, а оно берет и оборачивается чем-то совершенно неожиданным и даже неуместным. Понять, что из этого "на самом деле" без всякого адского вмешательства сложно. Доказательства - в павильоне Великобритании. Там куратор Энн Гэлахер (Ann Gallagher) собрала несколько разновременных работ молодого художника Марка Валлингера (Mark Wallinger).



Марк Уоллинджер
Работы разных лет

Его работы начинаются прямо с фасада павильона. Он целиком затянут холстом, на котором нарисован этот же фасад. В главном зале статуя, в которой безошибочно угадывается иконография "Ecce homo", но иконографический тип здесь имеет буквальный смысл - со связанными за спиной руками, в терновом венце полуобнаженный стоит просто человек. В коридоре за залом - "оставленные" этюдники с карандашными рисунками с этой статуи, которые легко представить себе в учебных классах Академии художеств. В одном торце коридора - напечатанное на ткани фото единорога. Когда-то в одной питерской газете, в статье, посвященной реконструкции Александровской колонны, про ангела, водруженного на ее вершину, было сказано, что он "выполнен в натуральную величину". Так вот у Валлингера единорог тоже в натуральную величину, в общем, более или менее тех размеров, каких и должен быть настоящий единорог. А в другом торце – будочка с воротами на каждой стороне. Будочка сделана из отполированного металла, который как зеркало, отражает все вокруг и сверкает на солнце, вызывает какое-то зыбкое ощущение по поводу собственного объема. По сторонам от "Ecce homo" в двух комнатах идет видеопредставление. Первое "У порога царства" - съемка у дверей зала прилетов лондонского аэропорта. Автоматические двери закрываются и открываются, пропуская очередного прибывшего, который проплывает вперед в замедленной съемке под величественные звуки "Miserere" Аллегри. Они проходят по одному, парами, потом проплывает летный экипаж, и вдруг ты прозреваешь: "Боже мой, да это же праведники ступают в рай. А этот мужчина в униформе, что у правой створки врат сурово поглядывает на вновь прибывших, – это же апостол Петр собственной персоной". В другой темной комнате - видео "Ангел". Человек (сам художник) движется вниз по эскалатору, идущему наверх и убежденно бормочет что-то невнятное, вызывая сдержанный интерес у едущих в правильном направлении. Минута этой абракадабры - и закрадывается подозрение, что это не просто городской эксцентрик, а проповедник какой-то новой религии. Ведь так часто слова проповедников для большинства - это та же абракадабра, а действия - та же эксцентрика. Понять Валлингера не сложно. "Ты привык думать, – говорит он, – что при встрече с чем-то действительно важным некто толкнет тебя в бок и укажет: вот рай, вот Христос". Ты надеешься на него и теряешь способность читать тайные знаки, спрятанные в повседневности. Я не утверждаю, что все авиапассажиры - это праведники, входящие в рай, я просто даю урок мнимости". Знакомство с деталями этого замысла напоминает иконологические штудии. Любопытный зритель из каталога может узнать, что видео с "проповедником" на эскалаторе названо "Ангел" потому, что так - Angel - зовется станция лондонского метро, где оно снималось. А раз ангел, то читает он (мы видим и слышим все в обратном порядке) Евангелие от... Угадайте с трех раз... Правильно, от Иоанна. А сверкающая будочка с четырьмя воротами - это обычная будочка полицейского, какая еще недавно была такой же неотъемлемой принадлежностью лондонских улиц как красные телефонные автоматы, то есть вещь столь же обычная, как ворота в зале прилетов Хитроу. И наконец здание самого павильона с его классическим портиком, кажущееся стопроцентным образцом истинно британского колониального нео-нео-палладианства, на самом деле первоначально было никаким не британским павильоном, а обычным кафе, которое в 1880-е годы построил итальянский инженер Энрико Тревизано. Вот так, и тут подвох. Но вот, что на самом деле интересно. С одной стороны, знание этих вещей кое-что добавляет к замыслу, как знание зашифрованных символических деталей к каноническим композициям, но главное все же понятно из самого искусства. В этом отношении Валлингер, несмотря на всю концептуальность своих затей, прямо-таки классик. Другое дело, что в классическом искусстве эти зашифрованные смыслы призваны сказать: "Все больше, чем тебе кажется", а в данном случае - "Все не так, как тебе кажется. А больше или меньше, этого я, извините, не знаю".

<<вернуться

вверх

 Архив

     
 

16.12.2001 II-MMI
Юлия Попова
Сфинкс в натуральную величину

     

16.12.2001 II-MMI
Михаил Филиппов
Город квартир  

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна