|
|
Культура
Людмила Каштанова
Агитфарфор классики
I-MMI - 29.10.2001
Выставка состоялась в 1998 году в Центральном Манеже. Художникам было предложено создать эскиз фарфоровой тарелки. Ход привел к неожиданному результату. Казалось бы, художники различных направлений и школ создадут чрезвычайно пеструю коллекцию. Получилось же достаточно определенная неоклассическая декларация.
Свою роль сыграла память жанра. Заключенная в тондо фарфоровой тарелки, любая композиция в контексте современного искусства обязательно несет в себе некий неоклассический привкус. Ряд художников - речь идет в первую очередь о петербургском движении неоакадемизма, Тимуре Новикове, Георгии Гурьянове, Олеге Маслове и Игоре Кузнецове, Владиславе Мамышеве (Монро) -работает с этим привкусом сознательно, разыгрывая сложную программу утверждения классики через издевательство над ней и над собой. Менее связанные с неакадемическими идеями московские мастера не затрагивают тем тождественности-несовместимости себя и классики (тарелка Монро -
автопортрет в виде императрицы Екатерины), салонности как авангардного эпатажа (Тимур Новиков) и других элементов поэтики неоакадемизма.
Но и их вещи так или иначе вступают в сложный диалог с традициями классического фарфорового производства.
Любой рисунок, нанесенный на фарфоровую тарелку, приобретает характер древнего символа, мифологического образа, цитаты великого искусства. Так, что рисунок Александра Лифшица, при всем его сходстве с московской школой графики, вдруг приобретает статус парафраза китайских пейзажей в фарфоре классицизма.
Но у этого жанра есть и другая память.
Пожалуй, самая известная страница истории отечественного фарфора - агитфарфор 20-х. Агитфарфор перевел фарфоровое производство в художественную акцию огромной силы, супрематические плакаты на тарелках стали одним из самых загадочных свидетельств быта 20-х гг. Используя тот же ход -
фарфор как носитель современного искусства -
Александр Якут и срифмовался с традициями русского авангарда, и заявил прямо противоположную ему программу. Он создал коллекцию фарфора, агитирующего за возвращение классики.
|
Гурьянов Георгий
|
Какшури Айк |
|
Разумов Иван
|
Копорулин Ярослав |
|
Салахова Айдан
|
Жерновская Наталья |
|
Мамышев Владислав
(Монро)
|
Медведев Андрей и Котельников Олег |
|
Маслов Олег и Кузнецов Виктор
|
Страусова Юлия |
|
Лившиц Александр
|
|
|
|
|
|