|
|
Оксана Рудченко
Клещи
Площадь Сан-Пьетро в Риме
XIII-MMV - 27.03.2005
Бернини
Площадь Сан-Пьетро
Вид с купола собора
Святого Петра
Тема площади в европейском градостроительстве Нового времени начинается здесь,
и удивительным образом первое решение оказалось самым сильным и по сию
пору непревзойденным. Идеальным.
Ибо, представляя некий эйдос площади,
классицисты скажут, что не может быть
ничего прекраснее улицы, вливающейся
в полукруглое обрамленное колоннадой
пространство, а модернисты отметят необходимость оптимального сочетания формы
и функции, но и те и другие сойдутся,
что это – площадь Сан-Пьетро. То, что ее
создал великий скульптор, иллюстрирует
убеждение одних относительно доминанты
пластики в классической культуре и подтверждает тезис других о ткани города как
о подвижной массе в руках архитектора-градостроителя.

Раскопки античной
Герасы. Въездная
площадь, II в. н.э.
Новому главному собору требовалась новая главная площадь. Перед
древней, константиновского времени,
базиликой Святого Петра был двор, это
был замкнутый прямоугольный атриум
с фонтаном в центре и пристенной колоннадой – восточная типология храмового
двора, как у многих раннехристианских базилик. По смыслу берниниевская
Сан-Пьетро вырастает из этой типологии площади перед собором. Но функция
у нее уже другая – не площадь-зал
для торжественного предстояния (как
венецианская Сан-Марко, например),
но площадь – пространственный магнит,
направляющий к себе как к конечной
цели пути массы паломников, передвигающихся по Риму от святыни к святыне.
Организации ясного маршрута этого
итинерария были посвящены усилия
римских пап по перепланированию средневекового города («renovatio Romae»)
еще с начала XVI века.

Бернини
Проект третьего
фрагмента колоннады.
Офорт Дж.-Б.Фальда,
1667
Рассуждая о гениальности формальной находки Бернини в обратной
перспективе классической традиции, поражаешься силе его исторического прозрения
– сквозь принципиально иные композиционные схемы барокко, ренессанса, не
говоря уже о Средних веках – обращение напрямую к античности. Городская
площадь есть пространство, окруженное
свободностоящей колоннадой – это элементарное правило, один из обязательных
принципов устройства любого античного
полиса. Расходящаяся полукругом ионическая колоннада площади II века н.э.
в аравийской Герасе, как воронка, втягивающая толпы входящих в город – вот уже
найденный прием. Но Бернини всего этого
не знал, а про Герасу знать и не мог, она
тогда лежала под многометровым слоем
грязевых оползней.


Панорама площади Сан-Пьетро
Джанлоренцо Бернини сам пришел
к такой композиции, хоть и не сразу.
После него полукруглая площадь в
барокко станет уже наработанным приемом, но скорее в дворцовых ансамблях.
Повторения в виде классицистических
городских форумов, будь то площадь
перед Казанским собором или Piazza del
Plebiscito в Неаполе, не достигают того
масштаба и выразительности.

Генеральный план
базилики и площади Сан-Пьетро
В самом начале, приступив в 1656
году по указанию папы Александра VII
к планированию площади перед базиликой Святого Петра, Бернини проектирует
ее трапециевидной, обнесенной стенами
в два этажа – известная средневеково-ренессансная типология, новация лишь
в очертаниях площади, предполагающих
некоторый оптический эффект. Однако
соображения экономии диктуют понижение этажности, и весной 1657 года
появляется план круглой, но слегка растянутой в ширину, то есть эллиптической
площади, обрамленной свободностоящей аркадой. К лету того же года аркада
видоизменяется в портик с горизонтальным антаблементом – и вот простыми
средствами достигнуто единственное
в своем роде впечатление величественности, монументальности, триумфального
объединения всех и вся в сердце христианского мира. Крылья колоннады, которые
Бернини называл «руками», а их размах
«материнскими обьятиями Церкви»,
состоят из четырех рядов колонн, то есть
они как бы трехнефные, с расширенным средним нефом для процессий, что наводит на мысль о том, что Бернини шел
от типологии базилики. Он как бы вернул
ее обратно в город – ведь базилика возникла из колонной улицы с центральным
проходом и двумя «тротуарами» по краям.
Так он создал для своей площади необходимую ей систему прилегающих улиц,
откуда ее можно рассматривать извне,
но с близкого расстояния.

Вид площади перед
базиликой около 1600
года. Офорт Антонио
Темпеста
Этот глубокий портик стал для
площади довольно сложным обрамлением (в античности обычно был один ряд
колонн). Зато он создал возможности для
подвижных соотношений, захватывающей игры пластической массы ордера
и протекающего сквозь него пространства
(подобно тому как пространство омывает
гигантский балдахин в интерьере собора
– берниниевское «глобальное» чувство
пластики). При всей торжественности площади ордер Бернини на удивление спокоен
и как бы нейтрален – монументальные
тосканские колонны, ни триумфа коринфского ордера, ни героики дорического.
Это его найденный городской масштаб,
площадь демонстративно отличается от
фасада собора, не принадлежит ему, она
– urbi et orbi, как осеняющее ее пасхальное благословение папы, ради чего она,
собственно, и задумывалась.

Рукав колоннады,
примыкающий
к папскому дворцу
То же касается и оптических эффектов. Действительно, навыки сценографа
позволили Бернини за счет трапециевидного участка площади достичь эффекта
визуального приближения фасада
Сан-Пьетро, а используя форму овала,
зрительно широко распахнуть площадь.
Но на плане видно, что это трапеция, близкая к прямоугольнику, и овал, близкий
к кругу, – это не уловки иллюзиониста,
не то театральное сминание пространства,
как в его же scala regia, лестнице папского
дворца. Это что-то ровно противоположное по смыслу перспективным обманкам,
скорее – род античных курватур, призванных не исказить, а наоборот, зрительно
подправить форму, чтобы ничто не мешало
ее идеальному восприятию. Ради этого
Бернини не пожертвовал жесткой симметрией (что облегчило бы привязку
ансамбля к другим городским объектам,
как это было сделано в Герасе) и не поддался соблазну замкнуть площадь третьим
фрагментом портика (проект 1667 года).
Это самая совершенная площадь в мире,
и размах ее божественных колоннад формует такое по качеству пространство,
в какое может ввести только Святой Петр.
вверх
|
 |
| | |
 | |
|
| | |
Ответ / Архитектура
как скульптура |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|