приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Григорий Ревзин
Болванка
Храм в Сегесте
XIII-MMV - 27.03.2005

Храм в Сегесте, Сицилия. V век до н.э. Общий вид

Сначала у этого храма испытываешь детский энтузиазм первооткрывателя, нашедшего прототосканский ордер. Потому, что дорические колонны храма в Сегесте лишены каннелюр и стоят на прямоугольных базах. При этом они гипертрофированно мощные, каким и полагается быть колоннам ранней классики, и думаешь, что вот из Пестума, Агригента и Селинунта постепенно получился гармоничный дорический ордер Парфенона, а из Сегесты, стало быть, со временем вышли изящные тосканские колонки, тонкие, стоящие на базах, но с дорическими капителями. Жаль, думаешь, что не сохранилась целла храма, и невозможно понять, на каком расстоянии колонны стояли от стен. Злишься на реставраторов – вот, колонны собрали, а целлу даже не обозначили.

Причем ее вообще ничто не обозначает. На ровном мраморном полу храма нет даже никаких следов того, что здесь когда-либо стояла стена, что даже и странно.

А потом выясняется, что не было тут никакой целлы. И никаких реставраторов тоже не было. Это храм потрясающей сохранности, он никогда не разрушался. И баз у колонн тоже не было. Просто здесь не положен еще один слой камней – тот, в котором должны «утонуть» кубы, на которых стоят колонны, и в котором должны крепиться стены целлы. И вообще это не храм. Это заготовка под храм. Болванка, из которой его предстояло вырубить.

Необработанная дорическая колонна храма в Сегесте

Сегеста – поселение элимов, одного из племен, населявшего Сицилию до начала греческой колонизации острова. По преданию, элимы – выходцы из Трои. Насколько это предание верно, судить трудно, но оно помогло городу, когда римляне начали свое завоевание Сицилии и увидели в элимах своих братьев по Энею, оставив Сегесте статус свободного города. Так или иначе, Сегеста всегда вела какую-то свою политику, которая в течении двухсот лет сводилась к тому, чтобы как-нибудь изничтожить соседний (60 км) Селинунт, поселение греческое.

Храм свой они начали строить в 430 году до н.э. и не достроили. Почему – остается только гадать.

По одному предположению, элимы, пришедшие может быть и не из Трои, но из Малой Азии, обладали какими-то своими, исключительно прекрасными культами, связанными с Солнцем. Посвящение храма в Сегесте не известно, но может быть, и храма как такового не было. Была лишь площадка, на которой совершались обряды благочестивого загорания, и перед нами архаический солярий, лишь оформленный в виде греческого храма.

Угол храма c антаблементом

По другому предположению, эта стройка была частью сложного дипломатического плана. Жители Сегесты постоянно пытались найти какого-нибудь союзника, который позволил бы им разгромить Селинунт чужими руками, и в конце V века они поставили на афинян. Но для Афин союзник мог показаться маловлиятельным, и с целью произвести впечатление на афинских послов жители начали строительство храма. У них все получилось, около 420 года афиняне посетили Сегесту, впечатлились и в 415 году вторглись в Сицилию, разгромив Селинунт. Хотя в целом афинская экспедиция не была удачной и из Сицилии их выгнали, но после такого существенного ослабления врага достраивать храм не было никакого резона. Его и не достроили.

По третьему предположению, все дело в Карфагене. Вторжение Карфагена на Сицилию произошло в 409 году, и хотя Сегеста, как обычно, была на стороне Карфагена против Селинунта, экономически это подорвало регион. После сицилийских войн Карфагена он уже никогда не смог восстановиться, и такая грандиозная задача, как строительство храма, оказалась Сегесте не под силу. Храм остался недостроенным, в 306 году Сегесту уничтожил Сиракузский тиран Агафокл, а когда город восстановился, начались Пунические войны, и было уже не до того.

Внутренний вид храма
Целла не была построена

Глядя на формы храма в Сегесте, склоняешься к третьей версии происшедшего. Размеры храма – 23,13 к 58,03 м (по низу стилобата 26 к 61 м), что дает пропорцию 2/5. В Селинунте храмы имеют другие пропорции – 1/5, однако рядом с этими двумя центрами находится третий – Агригент. От Сегесты до него около 200 км, и, в отличие от Селинунта, с Агригентом Сегеста не воевала. Храмы Агригента, построенные в то же время (Храм D, около 450 года, Храм E, или Храм Согласия, около 430 года), имеют те же пропорции 2/5. Карфагеняне во время сицилийских войн не ограничились Селинунтном, к 405 году Агригент был разрушен. Мастеров более брать было неоткуда.

Итак, перед нами недостроенный храм. Если бы его доделали, перед нами было бы то же, что в храмах Агригента – каннелированные дорические колонны без баз, целла, крыша. Вообще-то это не было бы самой поразительной постройкой античности, Сегеста – маленький город, основные события разворачивались не в нем, и перед нами, видимо, был бы еще один храм агригентской школы. Поразительным он стал именно потому, что не достроен, и тем, как именно не достроен.

От строительства Парфенона и в большей степени Эрехтейона до нас дошла финансовая отчетность, можно сказать, сметная документация (она была выбита на камнях и выставлена на всеобщее обозрение на Акрополе во избежание финансовых злоупотреблений). Это поразительные документы потому, что любой читающий их архитектор понимает: без тщательно проработанного рабочего проекта составить такую смету невозможно. Там расписано, скажем, сколько бронзовых стержней для скрепления между собой фустов колонн должен поставить подрядчик. Между тем, от античности до нас не только не дошло рабочих чертежей, но даже просто какого-нибудь чертежа или даже упоминания о них. Это парадокс, и с ним непонятно как быть.

Но Сегеста, пожалуй, отвечает на этот вопрос. Никаких чертежей, дающих спецификацию каждого фуста колонны с учетом курватур, и не требовалось. Контракт, по сути, был контрактом на сборку болванки. Архитектуру рубили на месте.

Мы привыкли говорить о пластичности, скульптурности греческой архитектуры, но недооцениваем, насколько буквальной была эта пластичность. Храм создавался так же, как скульптор высекает статую из куска камня. Сначала определялись только размеры, длина, ширина, высота, количество колонн. Образ храма – легкий или тяжелый, героически неприступный или изысканно утонченный, царствующий над окружением или спрятанный в нем, – все это возникало только потом, когда болванка была собрана и из нее начинали рубить храм. У нас сначала бывает архитектура, потом – строительство, у них было наоборот. Сначала строители собирали стандартную болванку, потом приходил архитектор и создавал из нее искусство. Архитектура и скульптура были не просто близки. Это было одно и то же. И дом бога высекался из камня точно так же, как и его статуя.

вверх

 Ответ

   
 

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Уникальность пространства

   

  Ответ / Архитектура как скульптура

   

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Болванка
Храм в Сегесте

   

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Фреза
Храм Венеры в Баальбеке

   

27.03.2005 XIII-MMV
Оксана Рудченко
Клещи
Площадь Сан-Пьетро в Риме

   

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Галтель
Церковь Сан-Карло у Четырех фонтанов

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна