|
|
Ответ: Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах
X-MMIV - 26.04.2004
«Витой» боковой барабан
собора в Черновцах
Эта вторичность и эта прихотливость
удивительно укладываются в валашскую
культуру начала XVI века, в которой в
основу художественного опыта были
положены переживания и перепевы
византийской и сербской (читай: тоже
византийской) культуры, переживания
манерные и прихотливые. Этот поздний
период жизни византийской культуры
и искусства, называемый поствизантийским (румынский историк Н. Йорга назвал
его «Византия после Византии») порождал
особую архитектуру, в которой поздневизантийские композиция и иконография
фасадов сопровождались намеренным
усложнением форм и деталей и сдабривались мотивами, заимствованными
из архитектуры готической (венгерской
или польской) или мусульманской. Витые
колонны, в готике встречающиеся, есть
в портале молдавского замка в Хотине
(рубеж XV–XVI веков) и в притворе
Кафедрального собора в Бухаресте (1655),
но это ведь только колонки. И все же даже
они говорят о прихотливости валашской
и молдавской архитектуры своего времени. Насколько же сильно о том же говорят
крученые барабаны в Куртя де Арджеш!
Главы Никольского собора
в Черновцах
Эти барабаны появились, на наш
взгляд, не из витых колонок поздней
готики (хотя стадиально, по степени
прихотливости, они соотносимы с позднеготическим временем), а из крученых
минаретов соседней Османской империи,
все больше и больше контролировавшей
политику дунайских княжеств, Валахии
и Молдавии, и все больше влиявшей
на культуру и архитектуру этих поствизантийских образований. Дело в том,
что в целой группе минаретов, построенных в XV веке, применяются крученые
каннелюры, огибающие тело минарета
и сообщающие тонким и круглым
в сечении иглам необычную манерность.
Речь идет о северо-западном минарете
мечети Уч-Серефели в Эдирне (1438–1447), минарете мечети Гедик-Ахмет-Паша в Айфоне (Малая Азия, 1472) и минарете мечети Сельчук-Минаре в Амасии
(сер. XV в.). Все эти минареты являются
прихотливыми производными по отношению к каннелированным минаретам
в архитектуре турок-сельджуков XIII–XIV
веков. Прямая форма вдруг скручивается,
даже сминается, что является признаком
определенной формальной растерянности
культуры. Ведь турки-османы XV века,
несмотря на то что они в этом столетии
примеряли на себя роль наследников
Византии и начинали воспроизводить
Софию Константинопольскую в своих мечетях, были все же продолжателями
сельджукской линии мусульманской
архитектуры, и с этой точки зрения их
культура и архитектура были (частично,
но в большой части) маньеристичны по
отношению к культуре и архитектуре
сельджукской.
Средний купол Никольского собора в Черновцах,
отделен от интерьера
полупрозрачным
стеклянным куполком
Можно, конечно, предположить,
что турки-османы увидели на побережье
Малой Азии витые каннелюры позднеримских колонн и воспроизвели их (витую
Змеиную колонну на константинопольском форуме они могли воспроизводить
только после штурма города в 1453 году),
но вернее было бы сказать, что и в данном
случае (и во многих других) мы имеем дело
не с ниточкой передачи когда-то изобретенного мотива, а с общей тенденцией:
манерность культуры и ее вторичность
рождают прихотливость формы. Если
отмести подглядывания и переимчивость,
то история крученых форм выглядит так:
в поздней античности рождается витая
колонна (не Траяна или подобная,
а с витыми каннелюрами), затем в эпоху
Османов появляются крученые минареты,
а еще позже, на перекрестии позднеготических влияний и мощного влияния
османского искусства появляются два
крученых барабана в религиозной столице
Валахии.
Эта крученая форма, воспринимавшаяся в начале XX века уже как неотъемлемая часть национального румынского
наследия, была воспроизведена
на северной окраине тогдашней Румынии,
в Черновцах. Так что в Никольском соборе
Черновцов крученые барабаны являются
производными от прихотливости усталых
и переломных эпох.
<<вернуться
вверх
|
 |
|