приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах
X-MMIV - 26.04.2004

 

«Витой» боковой барабан собора в Черновцах

Эта вторичность и эта прихотливость удивительно укладываются в валашскую культуру начала XVI века, в которой в основу художественного опыта были положены переживания и перепевы византийской и сербской (читай: тоже византийской) культуры, переживания манерные и прихотливые. Этот поздний период жизни византийской культуры и искусства, называемый поствизантийским (румынский историк Н. Йорга назвал его «Византия после Византии») порождал особую архитектуру, в которой поздневизантийские композиция и иконография фасадов сопровождались намеренным усложнением форм и деталей и сдабривались мотивами, заимствованными из архитектуры готической (венгерской или польской) или мусульманской. Витые колонны, в готике встречающиеся, есть в портале молдавского замка в Хотине (рубеж XV–XVI веков) и в притворе Кафедрального собора в Бухаресте (1655), но это ведь только колонки. И все же даже они говорят о прихотливости валашской и молдавской архитектуры своего времени. Насколько же сильно о том же говорят крученые барабаны в Куртя де Арджеш!

Главы Никольского собора в Черновцах

Эти барабаны появились, на наш взгляд, не из витых колонок поздней готики (хотя стадиально, по степени прихотливости, они соотносимы с позднеготическим временем), а из крученых минаретов соседней Османской империи, все больше и больше контролировавшей политику дунайских княжеств, Валахии и Молдавии, и все больше влиявшей на культуру и архитектуру этих поствизантийских образований. Дело в том, что в целой группе минаретов, построенных в XV веке, применяются крученые каннелюры, огибающие тело минарета и сообщающие тонким и круглым в сечении иглам необычную манерность. Речь идет о северо-западном минарете мечети Уч-Серефели в Эдирне (1438–1447), минарете мечети Гедик-Ахмет-Паша в Айфоне (Малая Азия, 1472) и минарете мечети Сельчук-Минаре в Амасии (сер. XV в.). Все эти минареты являются прихотливыми производными по отношению к каннелированным минаретам в архитектуре турок-сельджуков XIII–XIV веков. Прямая форма вдруг скручивается, даже сминается, что является признаком определенной формальной растерянности культуры. Ведь турки-османы XV века, несмотря на то что они в этом столетии примеряли на себя роль наследников Византии и начинали воспроизводить Софию Константинопольскую в своих мечетях, были все же продолжателями сельджукской линии мусульманской архитектуры, и с этой точки зрения их культура и архитектура были (частично, но в большой части) маньеристичны по отношению к культуре и архитектуре сельджукской.

Средний купол Никольского собора в Черновцах, отделен от интерьера полупрозрачным стеклянным куполком

Можно, конечно, предположить, что турки-османы увидели на побережье Малой Азии витые каннелюры позднеримских колонн и воспроизвели их (витую Змеиную колонну на константинопольском форуме они могли воспроизводить только после штурма города в 1453 году), но вернее было бы сказать, что и в данном случае (и во многих других) мы имеем дело не с ниточкой передачи когда-то изобретенного мотива, а с общей тенденцией: манерность культуры и ее вторичность рождают прихотливость формы. Если отмести подглядывания и переимчивость, то история крученых форм выглядит так: в поздней античности рождается витая колонна (не Траяна или подобная, а с витыми каннелюрами), затем в эпоху Османов появляются крученые минареты, а еще позже, на перекрестии позднеготических влияний и мощного влияния османского искусства появляются два крученых барабана в религиозной столице Валахии.

Эта крученая форма, воспринимавшаяся в начале XX века уже как неотъемлемая часть национального румынского наследия, была воспроизведена на северной окраине тогдашней Румынии, в Черновцах. Так что в Никольском соборе Черновцов крученые барабаны являются производными от прихотливости усталых и переломных эпох.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна