приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре
X-MMIV - 26.04.2004

 

Минарет Мальвийя («Улитка»), стоящий при Большой мечети в Самарре. Этот гигантский винт был сооружен при халифе аль-Мутаваккиле между 848 и 852 гг.

Ирак, как, скажем, Иран или Пакистан, относится к закрытым регионам, где есть культурное и, в частности, архитектурное наследие, но про него узнают один раз – из общего курса какой-либо программы, а потом едва помнят. Кто ездит в Ирак – неясно, теперь там война, и кто ведает его архитектурными богатствами – может никто?

Между тем, где-то неподалеку от Багдада стоит подлинное чудо – мечеть в Самарре с ее отдельно стоящим минаретом, закрученным, как винт. Как это появилось здесь, в пустыне, почему покинуто, кто сделал недавнюю реставрацию (скорее консервацию – формы в основном поддержаны, а не додуманы), о которой можно узнать из сравнения фотоснимков в книгах середины XX века и в книгах, изданных в конце того же столетия? Это правительство Саддама Хусейна постаралось? И наконец – почему это выглядит именно так, что вызвало эту форму? Скажем сразу, вопросов больше, чем ответов.

Вид Самарры с птичьего полета. Видно, что это был город дворцов на берегу Тигра. Количество дворцов и кварталов до сих пор можно установить лишь приблизительно

Кое-что, конечно, можно выяснить из книг по мусульманскому искусству и архитектуре. Мусульманская империя Омейядов со столицей в Дамаске рухнула в 750 году, когда практически все члены этой правящей фамилии были убиты. Новая династия была основана Абу аль-Аббасом аль-Сафахом, потомком Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. Династия Аббасидов правила в восточной части мусульманского мира с VIII по XI век, а центр власти и могущества ее правителей, халифов, переместился из Сирии в Месопотамию.

Фасад и разрез минарета Мальвийя

Здесь на берегах Тигра халифом аль-Мансуром был в 762 году основан Багдад («Город Спасения») – величественный, круглый в плане город диаметром в два с половиной километра с дворцом и мечетью в расположенном в центре саду. Некоторая умственность и условность этого идеального города привели к тому, что халиф аль-Мутасим (833–842) решил в 836 году основать новую столицу, Самарру, расположенную в 100 километрах к северо-западу от Багдада. Самарра, состоявшая из нескольких отдельных кварталов, огражденных собственными стенами и вытянувшихся вдоль Тигра, была столицей до 892 года, а потом была покинута халифами и жителями. Сейчас это обширное пространство оплывших руин из необожженного кирпича, посреди которого сохранились руины двух величественных мечетей. Одна из них, Большая мечеть, была сооружена халифом аль-Мутаваккилем (847–861) между 848 и 852 годами. Она представляет собой гигантский прямоугольник (400 на 470 метров), окруженный стенами с полукруглыми башнями. Вдоль стен располагались корпуса, ограничивающие просторный внутренний двор, а у обращенной к Мекке северной стены, киблы, уже за оградой поставлен винтообразный минарет, названный арабами Мальвийя, то есть «улитка, раковина улитки».

Башня минарета сложена, как и мечеть, из обожженного кирпича. Минарет Мальвийя поставлен на не очень высоком относительно общей высоты в 55 метров квадратном в плане постаменте, на одной стороне которого расположена лестница. От постамента начинает закручиваться (в противоположном движению солнца направлении) лестница, которая одновременно формирует убывающий силуэт здания. Пять витков лестницы приводят на верхнюю площадку, основание которой украшено глухими «арабскими» арками со стрельчатым верхом, покоящимися на спаренных полуколоннах. Кроме этого декоративного мотива других фасадных украшений минарет не имеет, как не имеет и интерьера. Это уникальное здание являет собой яркий образ башни, устремленной в небо, но вот как он появился?

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна