приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме
X-MMIV - 26.04.2004

 

Лоренцо Бернини Балдахин святого Петра в средокрестии Ватиканского собора. 1624–1633 гг.

Алтарная преграда ватиканской базилики Святого Петра, построенной в начале IV века императором Константином, представляла собою четыре витые колонны, соединенные архитравом. Напротив двух центральных колонн алтарной преграды стояли две другие, соединенные с ними пересекающимися диагональными арками. Таким образом, четыре колонны, стоявшие в центре, образовывали перед апсидой киворий, прямо под которым под полом церкви находилась могила апостола Петра. Через двести лет в церкви подняли пол апсиды, над могилой Святого Петра установили новый киворий, а шесть колонн поставили в ряд; спустя еще два столетия, в восьмом веке, перед ними поставили в ряд новые шесть точно таких же колонн. Их в начале XVI века убрал Браманте (старые колонны он оставил стоять посреди строящегося собора), и наконец, в девяностые годы XVI века, когда еще раз подняли пол собора, устроив под ним существующую по сей день крипту, остатки древней алтарной преграды исчезли полностью.

При папе Павле V под куполом собора, над могилой Святого Петра, стоял большой бронзовый балдахин, по форме напоминающий временные балдахины над погребениями епископов: его держали на тонких резных шестах четыре бронзовых ангела. В глубине апсиды над алтарем стоял купольный киворий. Из письменных источников известно, что в нем стояли спиральные колонны. Вероятнее всего, колонны были старые, из разобранной алтарной преграды. В 1633–1641 годах Бернини помещает восемь древних витых колонн в табернакли на подкупольных пилонах собора, над нишами со статуями святых. В этих табернаклях хранятся четыре святыни собора – частицы Святого Креста, череп апостола Андрея, копье Лонгина Сотника и плат Вероники. Две другие колонны стояли в капелле Святого Причастия, которую папа Павел III устроил в XVI в. в нетронутой восточной части старого собора. В новой капелле, которую на том же месте устроил Бернини, по сторонам от алтаря тоже стоят витые колонны, возможно старые. Из оставшихся двух колонн одна пропала бесследно, а другая, вероятно, почитается как Colonna Santa, колонна, у которой бичевали Христа.

Античная вьющаяся колонна, ныне находящаяся в Ватикане. Фасад и анализ построения

Существует старая легенда, что колонны алтарной преграды император Константин привез из Иерусалима, из разрушенного Храма Соломона. На одном из ковров Сикстинской капеллы, картоны к которым рисовал Рафаэль, пространство иерусалимского Храма изображено как обширный зал с рядами ватиканских спиральных колонн внутри. Другая легенда, рассказанная Торриджо1, – о том, что часть колонн привезли из эфесского храма Дианы – тоже имеет косвенное подтверждение в живописи: на фреске Ватиканской библиотеки, написанной во второй половине 1580-х годов, в сцене Эфесского собора изображен киворий на четырех спиральных колоннах2.

Балдахин, который стоит сейчас в средокрестии собора Святого Петра, над алтарем и над местом, где похоронен апостол Петр, строился в 1624–1633 годах. Есть несколько его проектов, принадлежащих, вероятно, Карло Мадерно и созданных в конце правления Павла V. Но в 1624 году работу по его устройству поручили Бернини, причем вначале ему поручили сделать только четыре бронзовых колонны десятиметровой высоты. Бернини установил их в соборе летом 1627 года. Только в следующем году был подписан контракт на завершение балдахина. К этому времени проект завершения уже был готов, и резчик Джованни Баттиста Сориа выполнил для Бернини его модель. Но совет кардиналов, заведующий делами собора (Congregazione della Fabbrica), отверг этот проект, прислушавшись к мнению людей, считавших, что он неосуществим. Колонны предполагалось соединить полуциркульными арками, расположенными крест-накрест и пересекающимися в центре, где должна была стоять большая статуя возносящегося Христа. Антаблемент не предполагалось делать; поэтому колонны, естественно, не выдержали бы распора арок, утяжеленных колоссальной бронзовой статуей. Бернини создал новый проект, с антаблементом и без статуи Христа, хотя от нее он отказался не сразу: в 1628 году он еще готовился ее отливать. Вместо нее на основании, представляющем собою усложненный мотив все тех же пересекающихся арок, установили колоссальный крест3.

1 Torrigio, F. M. Le sacre grotte Vaticane. Roma, 1635.
2 Lavin, Irwin. Bernini and the Crossing of St. Peter’s. New York, 1968. P. 11.
3 История строительства балдахина подробно изложена в книге: Borsi, Franco. Bernini architetto; Milano, 1980, на с. 291–292.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна