|
|
Ответ: Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме
X-MMIV - 26.04.2004
Лоренцо Бернини
Балдахин святого Петра
в средокрестии Ватиканского собора. 1624–1633 гг.
Алтарная преграда ватиканской базилики
Святого Петра, построенной в начале
IV века императором Константином,
представляла собою четыре витые колонны, соединенные архитравом. Напротив
двух центральных колонн алтарной
преграды стояли две другие, соединенные
с ними пересекающимися диагональными
арками. Таким образом, четыре колонны,
стоявшие в центре, образовывали перед
апсидой киворий, прямо под которым
под полом церкви находилась могила
апостола Петра. Через двести лет в церкви
подняли пол апсиды, над могилой Святого
Петра установили новый киворий, а шесть
колонн поставили в ряд; спустя еще два
столетия, в восьмом веке, перед ними
поставили в ряд новые шесть точно таких
же колонн. Их в начале XVI века убрал
Браманте (старые колонны он оставил
стоять посреди строящегося собора),
и наконец, в девяностые годы XVI века,
когда еще раз подняли пол собора, устроив
под ним существующую по сей день
крипту, остатки древней алтарной преграды исчезли полностью.
При папе Павле V под куполом
собора, над могилой Святого Петра, стоял
большой бронзовый балдахин, по форме
напоминающий временные балдахины
над погребениями епископов: его держали
на тонких резных шестах четыре бронзовых ангела. В глубине апсиды над алтарем
стоял купольный киворий. Из письменных источников известно, что в нем
стояли спиральные колонны. Вероятнее
всего, колонны были старые, из разобранной алтарной преграды. В 1633–1641
годах Бернини помещает восемь древних
витых колонн в табернакли на подкупольных пилонах собора, над нишами
со статуями святых. В этих табернаклях
хранятся четыре святыни собора –
частицы Святого Креста, череп апостола
Андрея, копье Лонгина Сотника и плат
Вероники. Две другие колонны стояли
в капелле Святого Причастия, которую
папа Павел III устроил в XVI в. в нетронутой восточной части старого собора.
В новой капелле, которую на том же месте
устроил Бернини, по сторонам от алтаря
тоже стоят витые колонны, возможно
старые. Из оставшихся двух колонн одна
пропала бесследно, а другая, вероятно,
почитается как Colonna Santa, колонна,
у которой бичевали Христа.
Античная вьющаяся
колонна, ныне находящаяся в Ватикане. Фасад
и анализ построения
Существует старая легенда,
что колонны алтарной преграды император Константин привез из Иерусалима,
из разрушенного Храма Соломона.
На одном из ковров Сикстинской капеллы,
картоны к которым рисовал Рафаэль,
пространство иерусалимского Храма
изображено как обширный зал с рядами
ватиканских спиральных колонн внутри.
Другая легенда, рассказанная Торриджо1,
– о том, что часть колонн привезли
из эфесского храма Дианы – тоже имеет
косвенное подтверждение в живописи:
на фреске Ватиканской библиотеки, написанной во второй половине 1580-х годов,
в сцене Эфесского собора изображен киворий на четырех спиральных колоннах2.
Балдахин, который стоит сейчас
в средокрестии собора Святого Петра,
над алтарем и над местом, где похоронен
апостол Петр, строился в 1624–1633 годах.
Есть несколько его проектов, принадлежащих, вероятно, Карло Мадерно и созданных в конце правления Павла V. Но в 1624
году работу по его устройству поручили
Бернини, причем вначале ему поручили
сделать только четыре бронзовых колонны
десятиметровой высоты. Бернини
установил их в соборе летом 1627 года.
Только в следующем году был подписан
контракт на завершение балдахина.
К этому времени проект завершения уже
был готов, и резчик Джованни Баттиста
Сориа выполнил для Бернини его модель.
Но совет кардиналов, заведующий делами
собора (Congregazione della Fabbrica),
отверг этот проект, прислушавшись
к мнению людей, считавших, что он неосуществим. Колонны предполагалось
соединить полуциркульными арками,
расположенными крест-накрест и пересекающимися в центре, где должна была
стоять большая статуя возносящегося
Христа. Антаблемент не предполагалось
делать; поэтому колонны, естественно,
не выдержали бы распора арок, утяжеленных колоссальной бронзовой статуей.
Бернини создал новый проект, с антаблементом и без статуи Христа, хотя от нее он
отказался не сразу: в 1628 году он еще
готовился ее отливать. Вместо нее
на основании, представляющем собою
усложненный мотив все тех же пересекающихся арок, установили колоссальный
крест3.
1 Torrigio, F. M. Le sacre grotte Vaticane. Roma, 1635.
2 Lavin, Irwin. Bernini and the Crossing of St. Peter’s. New York, 1968. P. 11.
3 История строительства балдахина подробно
изложена в книге: Borsi, Franco. Bernini architetto; Milano, 1980, на с. 291–292.
далее>>
вверх
|
|
|