|
|
Ответ: Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна
X-MMIV - 26.04.2004
Фрагмент колонны Траяна
в Риме. 105 г. н.э. Колонна
собрана из отдельных
блоков мрамора, но это
не заметно. Видны только
спирально поднимающиеся рельефы, последовательно повествующие о походах императора, и редкие
щелевидные окошки,
освещающие лестницу
Сенат и народ римский – императору Цезарю, сыну божественного Нервы, Нерве
Траяну, Августу, Германику, Дацику,
Верховному Понтифику, обладающему
властью трибуна в семнадцатый раз, главнокомандующему в шестой раз, консулу
в шестой раз, отцу отечества – чтобы
показать, какая толща земли и камня
была срыта для этих грандиозных работ.
При взгляде на колонну Траяна неожиданно приходит в голову замечательная фраза
Сергея Аверинцева по поводу еще одного
римского памятника: «Купол Св. Петра –
все другие купола на него похожи,
а он на них – нет».
Почти в каждой уважающей себя
европейской столице посреди главной
площади стоит более или менее удачная
реплика знаменитой колонны, а в Вене –
так даже сразу две.
Аксонометрические разрезы ярусов колонны
Траяна, показывающие погребальный храм в основании, начало винтовой
лестницы, лестницу в цельных блоках и капитель
Примем, однако, во внимание,
что архитектор Аполлодор из Дамаска,
возводя сооружения последнего из императорских форумов, ничего не знал о творчестве г.г. Лепера, Гондуэна и Фишера фон
Эрлаха, и обратимся, оставив в стороне все
классицистические аллюзии, к самому
античному памятнику.
Итак, мы видим одиноко стоящую
на постаменте колонну тосканского
ордера, сложенную из семнадцати блоков
каррарского мрамора. Высота ее, включая
базу и капитель – 29,78 метра (100 1/2
римских футов), нижний диаметр – 3,685
метра (12 1/2 футов), верхний диаметр –
3,25 метра (11 футов). Кубический постамент, вполне традиционно разделенный
на основание, тело и карниз, вверху,
сужаясь, почти плавно переходит в плинт
базы, вал которой покрыт порезкой в виде
листьев лавра, перевитых лентой. Ствол
имеет заметный энтазис – его линия
образована двумя прямыми со сглаженной
зоной пересечения. Шейка капители
обработана уплощенными каннелюрами,
бусы астрагала отделены бороздкой
от эхина, составленного из 24 иоников –
по одному на каждую каннелюру шейки.
Гладкая плита абака служит подножием для цилиндрического пьедестала,
верхняя часть которого появилась здесь
в результате работ 1588 года, вместе
с фигурой Св. Петра, заменившей давно
исчезнувшую статую императора.
При ближайшем рассмотрении,
однако, становится ясно, что перед нами
не просто мемориальная колонна, увенчанная скульптурой, а целое здание.
Проем, расположенный с юго-восточной
стороны постамента, ведет в вестибюль,
пол, стены и потолок которого высечены
в блоках мрамора с идеальной геометрической точностью. В боковых стенах
прорезаны две двери: левая через узкий
коридор ведет в помещение с маленьким
окном – в скудном свете виднеется
возвышение, на котором некогда стояли
погребальные урны Траяна и Плотины.
За правой дверью – первая из 185 ступеней, поднимающихся внутри ствола на 35
метров вверх – прямо на капитель, абак
которой оказывается смотровой площадкой. Спиральный туннель лестницы
неожиданно хорошо освещен – на каждую
четверть поворота приходится по одному
из сорока трех окон, резко расширяющихся внутрь, а снаружи не превосходящих
размерами журнальной страницы.
Эти маленькие прямоугольные отверстия теряются в светотени знаменитого
фриза – двухсотметровой скульптурной
полосы, снизу доверху покрывающей
ствол колонны. Рельеф относительно
низкий – глубина его не превышает семи-восьми сантиметров – и
совершенно
не мешает восприятию энтазиса, и в то же
время, благодаря исключительному качеству резьбы, явно исполненной по месту,
отличается какой-то особенной четкостью.
История победоносных кампаний,
которые Траян вел против даков и роксоланов в 101-106 гг., представлена в 155
последовательных эпизодах. Сам император не менее шестидесяти раз появляется
среди двух с половиной тысяч человеческих фигур, основная часть которых
занята, однако, не в батальных сценах –
их на всю колонну только восемнадцать,
а в картинах повседневного, рутинного
солдатского труда – переброски войск,
заготовки фуража, наведения переправ
и мостов, строительства укрепленных
лагерей и осадных механизмов. Вся грандиозная скульптурная композиция – это
апология римской военной машины,
организационное совершенство и давящая
мощь которой лишали смысла сколь
угодно храброе сопротивление варварских
отрядов.
далее>>
вверх
|
|
|