приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна
X-MMIV - 26.04.2004

 

Фрагмент колонны Траяна в Риме. 105 г. н.э. Колонна собрана из отдельных блоков мрамора, но это не заметно. Видны только спирально поднимающиеся рельефы, последовательно повествующие о походах императора, и редкие щелевидные окошки, освещающие лестницу

Сенат и народ римский – императору Цезарю, сыну божественного Нервы, Нерве Траяну, Августу, Германику, Дацику, Верховному Понтифику, обладающему властью трибуна в семнадцатый раз, главнокомандующему в шестой раз, консулу в шестой раз, отцу отечества – чтобы показать, какая толща земли и камня была срыта для этих грандиозных работ.

При взгляде на колонну Траяна неожиданно приходит в голову замечательная фраза Сергея Аверинцева по поводу еще одного римского памятника: «Купол Св. Петра – все другие купола на него похожи, а он на них – нет».

Почти в каждой уважающей себя европейской столице посреди главной площади стоит более или менее удачная реплика знаменитой колонны, а в Вене – так даже сразу две.

Аксонометрические разрезы ярусов колонны Траяна, показывающие погребальный храм в основании, начало винтовой лестницы, лестницу в цельных блоках и капитель

Примем, однако, во внимание, что архитектор Аполлодор из Дамаска, возводя сооружения последнего из императорских форумов, ничего не знал о творчестве г.г. Лепера, Гондуэна и Фишера фон Эрлаха, и обратимся, оставив в стороне все классицистические аллюзии, к самому античному памятнику.

Итак, мы видим одиноко стоящую на постаменте колонну тосканского ордера, сложенную из семнадцати блоков каррарского мрамора. Высота ее, включая базу и капитель – 29,78 метра (100 1/2 римских футов), нижний диаметр – 3,685 метра (12 1/2 футов), верхний диаметр – 3,25 метра (11 футов). Кубический постамент, вполне традиционно разделенный на основание, тело и карниз, вверху, сужаясь, почти плавно переходит в плинт базы, вал которой покрыт порезкой в виде листьев лавра, перевитых лентой. Ствол имеет заметный энтазис – его линия образована двумя прямыми со сглаженной зоной пересечения. Шейка капители обработана уплощенными каннелюрами, бусы астрагала отделены бороздкой от эхина, составленного из 24 иоников – по одному на каждую каннелюру шейки.

Гладкая плита абака служит подножием для цилиндрического пьедестала, верхняя часть которого появилась здесь в результате работ 1588 года, вместе с фигурой Св. Петра, заменившей давно исчезнувшую статую императора.

При ближайшем рассмотрении, однако, становится ясно, что перед нами не просто мемориальная колонна, увенчанная скульптурой, а целое здание. Проем, расположенный с юго-восточной стороны постамента, ведет в вестибюль, пол, стены и потолок которого высечены в блоках мрамора с идеальной геометрической точностью. В боковых стенах прорезаны две двери: левая через узкий коридор ведет в помещение с маленьким окном – в скудном свете виднеется возвышение, на котором некогда стояли погребальные урны Траяна и Плотины. За правой дверью – первая из 185 ступеней, поднимающихся внутри ствола на 35 метров вверх – прямо на капитель, абак которой оказывается смотровой площадкой. Спиральный туннель лестницы неожиданно хорошо освещен – на каждую четверть поворота приходится по одному из сорока трех окон, резко расширяющихся внутрь, а снаружи не превосходящих размерами журнальной страницы.

Эти маленькие прямоугольные отверстия теряются в светотени знаменитого фриза – двухсотметровой скульптурной полосы, снизу доверху покрывающей ствол колонны. Рельеф относительно низкий – глубина его не превышает семи-восьми сантиметров – и совершенно не мешает восприятию энтазиса, и в то же время, благодаря исключительному качеству резьбы, явно исполненной по месту, отличается какой-то особенной четкостью.

История победоносных кампаний, которые Траян вел против даков и роксоланов в 101-106 гг., представлена в 155 последовательных эпизодах. Сам император не менее шестидесяти раз появляется среди двух с половиной тысяч человеческих фигур, основная часть которых занята, однако, не в батальных сценах – их на всю колонну только восемнадцать, а в картинах повседневного, рутинного солдатского труда – переброски войск, заготовки фуража, наведения переправ и мостов, строительства укрепленных лагерей и осадных механизмов. Вся грандиозная скульптурная композиция – это апология римской военной машины, организационное совершенство и давящая мощь которой лишали смысла сколь угодно храброе сопротивление варварских отрядов.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна