приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна
X-MMIV - 26.04.2004

 

Один из самых ранних видов колонны Траяна. Гравюра 1569 г. Колонна окружена домами

Форум Траяна, последний из императорских форумов, почти равный по величине всем остальным, вместе взятым, задуман и осуществлен как триумфальное завершение общей системы, структурировав и упорядочив то, что до его появления представляло собой конгломерат площадей, храмов и колоннад. Форум Мира, возведенный Веспасианом и Титом в ознаменование побед в Иудее и на средства от военной добычи и, следовательно, близкий замыслу Траяна идеологически, был принят в качестве отправной точки. Аполлодор продолжил главную ось Флавиева комплекса и зеркально отразил его планировку – главная площадь форума с ее аллеями соответствует регулярному саду перед храмом Мира, базилика Ульпия – поперечной колоннаде перед ним, храм божественного Траяна (если считать его частью первоначального замысла), повторяет храм Мира; и даже здания Греческой и Латинской библиотек рифмуются с Залом Мраморного плана и Залом трофеев Иудейской войны.

Вид колонны и места форума Траяна. Гравюра 1575 г. Основание колонны уже откопано любителями древности, скульптуры наверху еще нет, застройка уже расступилась

Колонна Траяна находится вне этой системы зеркальных соответствий, она стоит в точке пересечения основных направлений, там, где главная ось окончательно останавливается, и идти дальше, собственно, некуда – из тесного пространства перистиля взгляд невольно устремляется вверх – к рельефам.

Фрагмент колонны с рельефами на тему строительства крепости и перехода легионов по наплавному мосту через Дунай (его персонификация – под мостом)

Размеры двора, окружающего постамент, позволяли рассмотреть в деталях только нижнюю часть фриза – примерно треть высоты колонны, однако верхние части тоже были вполне доступны для обозрения – с террас на крышах колоннад перистиля над входами в библиотеки, с открытой площадки над северным нефом базилики и с верхних ступеней храмового подиума. Все перечисленные точки, однако, довольно далеко отстояли друг от друга и не давали возможности воспринять сюжеты в их последовательности. Такая задача, судя по всему, и не ставилась1. Существует достаточно вероятное предположение, что композиция фриза точно следовала тексту собственноручных комментариев Траяна (похожих, видимо, на «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря). Содержание этого текста было знакомо большинству – общедоступные копии книги на латыни и греческом хранились в обеих библиотеках, и, при взгляде на рельефы, видимые с какой-то определенной точки, у читателя легко складывалась общая картина. Спираль, сама по себе похожая на развернутый свиток, играет здесь двоякую роль, лишая наблюдателя физической возможности увидеть непрерывность композиции и в то же время свидетельствуя и утверждая эту непрерывность в ее вечно совершающемся движении – от мраморных плит двора и барельефов постамента – вверх, туда, где над крышами окружающих зданий высится статуя Наилучшего императора и куда вьющейся по колонне лентой уходят легионы.

Сравнение венчающих частей колонн Траяна (слева) и Марка Аврелия

1 Если бы это было необходимо, для фриза вполне можно было найти более подходящее место – например, в интерьере любой из колоннад по сторонам главной площади, где зритель мог бы с комфортом осмотреть рельефы с начала и до конца – именно так, вдоль наружной стены целлы Парфенона, Фидий разместил знаменитый Панафинейский фриз, который, кстати, был очень близок к фризу Траянской колонны по размерам (общая длина – 160 м, высота – около 1 м).

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна