|
|
Ответ: Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна
X-MMIV - 26.04.2004
Один из самых ранних
видов колонны Траяна.
Гравюра 1569 г. Колонна
окружена домами
Форум Траяна, последний из императорских форумов, почти равный по
величине всем остальным, вместе взятым,
задуман и осуществлен как триумфальное завершение общей системы, структурировав и упорядочив то, что до его появления
представляло собой конгломерат
площадей, храмов и колоннад. Форум
Мира, возведенный Веспасианом и Титом
в ознаменование побед в Иудее и на средства от военной добычи и, следовательно,
близкий замыслу Траяна идеологически,
был принят в качестве отправной точки.
Аполлодор продолжил главную ось
Флавиева комплекса и зеркально отразил
его планировку – главная площадь форума
с ее аллеями соответствует регулярному
саду перед храмом Мира, базилика Ульпия
– поперечной колоннаде перед ним, храм
божественного Траяна (если считать его
частью первоначального замысла), повторяет храм Мира; и даже здания Греческой
и Латинской библиотек рифмуются с Залом Мраморного плана и Залом трофеев
Иудейской войны.
Вид колонны и места
форума Траяна. Гравюра
1575 г. Основание
колонны уже откопано
любителями древности,
скульптуры наверху еще
нет, застройка уже
расступилась
Колонна Траяна находится вне этой
системы зеркальных соответствий, она
стоит в точке пересечения основных
направлений, там, где главная ось
окончательно останавливается, и идти
дальше, собственно, некуда – из тесного
пространства перистиля взгляд невольно
устремляется вверх – к рельефам.
Фрагмент колонны
с рельефами на тему
строительства крепости
и перехода легионов
по наплавному мосту через
Дунай (его персонификация – под мостом)
Размеры двора, окружающего постамент, позволяли рассмотреть в деталях
только нижнюю часть фриза – примерно
треть высоты колонны, однако верхние
части тоже были вполне доступны для
обозрения – с террас на крышах колоннад
перистиля над входами в библиотеки,
с открытой площадки над северным нефом
базилики и с верхних ступеней храмового
подиума. Все перечисленные точки,
однако, довольно далеко отстояли друг
от друга и не давали возможности воспринять сюжеты в их последовательности.
Такая задача, судя по всему, и не ставилась1. Существует достаточно вероятное
предположение, что композиция фриза
точно следовала тексту собственноручных
комментариев Траяна (похожих, видимо,
на «Записки о галльской войне» Юлия
Цезаря). Содержание этого текста было
знакомо большинству – общедоступные
копии книги на латыни и греческом
хранились в обеих библиотеках, и,
при взгляде на рельефы, видимые с какой-то определенной точки, у читателя легко
складывалась общая картина. Спираль,
сама по себе похожая на развернутый
свиток, играет здесь двоякую роль, лишая
наблюдателя физической возможности
увидеть непрерывность композиции и в то
же время свидетельствуя и утверждая эту
непрерывность в ее вечно совершающемся
движении – от мраморных плит двора
и барельефов постамента – вверх, туда,
где над крышами окружающих зданий
высится статуя Наилучшего императора
и куда вьющейся по колонне лентой
уходят легионы.
Сравнение венчающих
частей колонн Траяна
(слева) и Марка Аврелия
1 Если бы это было необходимо, для фриза
вполне можно было найти более подходящее место –
например, в интерьере любой из колоннад
по сторонам главной площади, где зритель мог бы
с комфортом осмотреть рельефы с начала и до конца
– именно так, вдоль наружной стены целлы Парфенона, Фидий разместил знаменитый Панафинейский фриз, который, кстати, был очень близок
к фризу Траянской колонны по размерам (общая
длина – 160 м, высота – около 1 м).
<<вернуться
вверх
|
 |
|