приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Владимир Седов
Распространение порядка.
Двенадцать коллегий
IX-MMIII - 07.01.2004

Здание Двенадцати коллегий – одно из самых странных сооружений Санкт-Петербурга. В нем повторяется почти до бесконечности один раз и навсегда созданный блок

Это здание приходится искать среди куда более «громких» построек нынешнего Васильевского острова в Петербурге: тут рядом и Академия художеств Деламотта, и Биржа Томона, и Академия наук Кваренги, и дворец Меншикова Фонтаны. А это сооружение стоит к набережной Большой Невы торцом, задний фасад его прикрыт неуклюжей, монотонной и пониженной галереей (она пристроена несколько позже, но все же еще в стиле основного сооружения), а передний закрыт заросшим сквером, который не позволяет сфотографировать постройку уже более ста лет (так что в изданиях Грабаря 1950-х годов уже помещались его же фотографии 1900-х).

Это ритмически и формально однообразное сооружение можно рассматривать как формулу петровского Петербурга: это умножение «стильной» европейской архитектуры для достижения порядка. Это умножение возможно и в частном строительстве, и в военном, и даже в церковном (образцовые храмы)

Но если всмотреться пристальней, если припомнить все строчки того же Грабаря, а потом прибавить свой взгляд, то окажется, что перед нами одно из самых замечательных зданий не только петровского Петербурга, но и всей русской архитектуры.

Во-первых, это совершенно невозможное здание: оно необозримо. Его «вытянутость» превышает всякое вероятие: двенадцать одинаковых и относительно небольших трехэтажных прямоугольных в плане объемов вытянуты в строчку, протянуты по линейке и нанизаны на одну ось. Все интересные и яркие формы сосредоточены в двенадцати ризалитах этих двенадцати построек, и они повторяются с удивительной настойчивостью: и консоли, и наличники, и фронтоны. Повторяются, конечно, и более рядовые формы: пилястры, карнизы, голландские кровли с переломом. Чтобы эта дюжина зданий, соединенных в одно, могла функционировать в одном режиме, с задней протяженной стороны в 1737—1741 годах, уже при императрице Анне Иоанновне, племянником Доменико Трезини архитектором Джузеппе Трезини была построена двух- этажная застекленная галерея с самыми длинными коридорами, которые мне известны. До этого каждое здание было достижимо через свой подъезд, а с постройкой галереи, вписавшейся и в стиль и в форму здания, все объемы были связаны коридорами.

Фасад и план здания из 12 ячеек и чуть более поздней галереи с коридором за ними

Коридоры (нижний получился из застекленной арочной галереи, а верхний всегда был таковым) позволяют перемещаться между зданиями, лавировать, стремиться из третьего в десятое или из девятого в первое (раньше надо было бежать по улице, но тем же сложным маршрутом). Функциональность целого здания и частностей, отдельных корпусов, их связи, коридоров, настолько явная, что трудно удержаться от конструктивистско-функционалистских аллюзий. И эти аллюзии не напрасны, не беспочвенны: все эти формы вызваны функцией, а функция вы- звана заказом самого императора Петра I.

Фасад одного из корпусов

Петр I желал, чтобы в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, который еще рассматривался в то время как центр новой столицы, было построено здание, которое вместило бы в себя все главнейшие правительственные учреждения только что родившейся из Московского царства Российской империи. В одной постройке должны были существовать Сенат, Синод и все коллегии, то есть министерства. Империя была провозглашена после Ништадтского мира (1721), а год спустя началось строительство здания Двенадцати коллегий, затянувшееся на десять с лишним лет (1722 – 1733). Сам Петр требовал, чтобы отдельные ведомства размещались в отдельных зданиях, чтобы их можно было строить последовательно, одно за другим. Высочайший заказ, таким образом, предполагал экономичность и многосоставность здания, а также, по всей видимости, определенную представительность сооружения.

План одной из ячеек

Эта представительность видна из описания Петербурга, составленного А. И. Богдановым и В. Г. Рубаном в середине XVIII века: среди девяти площадей столицы отмечена и «площадь на Васильевском острову, перед Коллегиями. На сей Площади определил Государь Петр Великий быть Соборной Церкви, которой и модель имеется; также и статуе медной вылитой поставлено быть намерено…». Все это великолепие, правда, не было осуществлено, а поставлены были только, как говорится в уже названном описании, «Каменные Коллегии на Васильевском Острову, начаты строится в 1722-м году, и состроены расположением на двенадцать апортаментов». Следует отметить, что до коллегий на Васильевском острове были еще и мазанковые коллегии на площади у Троицкого собора, недалеко от Петропавловской крепости, устроенные в 1714 году.

И функциональность, и представительность здания Коллегий не случайны: перед нами зримое воплощение идеи абсолютной монархии, которая располагает таким отработанным, почти механически действующим аппаратом равных между собой и функционально безупречных и четко действующих министерств, представляющих и подкрепляющих новую империю.

Коллегии на Васильевском острове поставлены не случайным образом: они выстроены вдоль одного из каналов, ныне засыпанных, а в петровское время частой сеткой прорезавших весь остров. Так что восточный фасад, обращенный к ныне засаженной деревьями площади, отрезался от этого плаца вполне голландским каналом, по которому вы могли подплыть прямо к крыльцу нужной вам коллегии.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

07.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Архитектурная апофатика

   

  Ответ / Абсолютная архитектура

   

07.01.2004 IX-MMIII
Сергей Ходнев
Повторение совершенства.
Пирамиды в Гизе

   

07.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Умножение сходных величин.
Монастырь Пантократора в Константинополе

   

07.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Распространение порядка.
Двенадцать коллегий

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна