|
|
Ответ: Владимир Седов
Распространение порядка.
Двенадцать коллегий
IX-MMIII - 07.01.2004
Здание Двенадцати
коллегий – одно из самых
странных сооружений
Санкт-Петербурга.
В нем повторяется почти
до бесконечности один раз
и навсегда созданный блок
Это здание приходится искать среди куда
более «громких» построек нынешнего
Васильевского острова в Петербурге: тут
рядом и Академия художеств Деламотта,
и Биржа Томона, и Академия наук
Кваренги, и дворец Меншикова Фонтаны.
А это сооружение стоит к набережной
Большой Невы торцом, задний фасад его
прикрыт неуклюжей, монотонной и
пониженной галереей (она пристроена
несколько позже, но все же еще в стиле
основного сооружения), а передний
закрыт заросшим сквером, который не
позволяет сфотографировать постройку
уже более ста лет (так что в изданиях
Грабаря 1950-х годов уже помещались его
же фотографии 1900-х).
Это ритмически и
формально однообразное
сооружение можно
рассматривать как
формулу петровского
Петербурга: это
умножение «стильной»
европейской архитектуры
для достижения порядка.
Это умножение возможно
и в частном строительстве,
и в военном, и даже в
церковном (образцовые
храмы)
Но если всмотреться пристальней,
если припомнить все строчки того же Грабаря, а потом прибавить свой взгляд, то
окажется, что перед нами одно из самых
замечательных зданий не только петровского Петербурга, но и всей русской
архитектуры.
Во-первых, это совершенно невозможное здание: оно необозримо. Его «вытянутость» превышает всякое вероятие: двенадцать одинаковых и относительно
небольших трехэтажных прямоугольных в
плане объемов вытянуты в строчку, протянуты по линейке и нанизаны на одну ось.
Все интересные и яркие формы сосредоточены в двенадцати ризалитах этих
двенадцати построек, и они повторяются с
удивительной настойчивостью: и консоли,
и наличники, и фронтоны. Повторяются,
конечно, и более рядовые формы: пилястры, карнизы, голландские кровли с переломом. Чтобы эта дюжина зданий,
соединенных в одно, могла функционировать в одном режиме, с задней протяженной стороны в 1737—1741 годах, уже при
императрице Анне Иоанновне, племянником Доменико Трезини архитектором
Джузеппе Трезини была построена двух-
этажная застекленная галерея с самыми
длинными коридорами, которые мне
известны. До этого каждое здание было
достижимо через свой подъезд, а с постройкой галереи, вписавшейся и в стиль и в
форму здания, все объемы были связаны
коридорами.
Фасад и план здания из 12
ячеек и чуть более поздней
галереи с коридором за
ними
Коридоры (нижний получился из
застекленной арочной галереи, а верхний всегда был таковым) позволяют перемещаться между зданиями, лавировать,
стремиться из третьего в десятое или из
девятого в первое (раньше надо было
бежать по улице, но тем же сложным
маршрутом). Функциональность целого
здания и частностей, отдельных корпусов,
их связи, коридоров, настолько явная, что
трудно удержаться от конструктивистско-функционалистских аллюзий. И эти аллюзии не напрасны, не беспочвенны: все эти
формы вызваны функцией, а функция вы-
звана заказом самого императора Петра I.
Фасад одного из корпусов
Петр I желал, чтобы в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, который
еще рассматривался в то время как центр
новой столицы, было построено здание,
которое вместило бы в себя все главнейшие правительственные учреждения
только что родившейся из Московского
царства Российской империи. В одной
постройке должны были существовать
Сенат, Синод и все коллегии, то есть
министерства. Империя была провозглашена после Ништадтского мира (1721),
а год спустя началось строительство здания Двенадцати коллегий, затянувшееся
на десять с лишним лет (1722 – 1733). Сам
Петр требовал, чтобы отдельные ведомства
размещались в отдельных зданиях, чтобы
их можно было строить последовательно,
одно за другим. Высочайший заказ, таким
образом, предполагал экономичность
и многосоставность здания, а также,
по всей видимости, определенную представительность сооружения.
План одной из ячеек
Эта представительность видна из
описания Петербурга, составленного
А. И. Богдановым и В. Г. Рубаном в середине XVIII века: среди девяти площадей
столицы отмечена и «площадь на Васильевском острову, перед Коллегиями. На сей
Площади определил Государь Петр
Великий быть Соборной Церкви, которой
и модель имеется; также и статуе медной
вылитой поставлено быть намерено…». Все
это великолепие, правда, не было осуществлено, а поставлены были только, как
говорится в уже названном описании,
«Каменные Коллегии на Васильевском
Острову, начаты строится в 1722-м году, и
состроены расположением на двенадцать
апортаментов». Следует отметить, что до
коллегий на Васильевском острове были
еще и мазанковые коллегии на площади у
Троицкого собора, недалеко от Петропавловской крепости, устроенные в 1714 году.
И функциональность, и представительность здания Коллегий не случайны:
перед нами зримое воплощение идеи абсолютной монархии, которая располагает
таким отработанным, почти механически
действующим аппаратом равных между
собой и функционально безупречных и
четко действующих министерств, представляющих и подкрепляющих новую
империю.
Коллегии на Васильевском острове
поставлены не случайным образом: они
выстроены вдоль одного из каналов, ныне
засыпанных, а в петровское время частой сеткой прорезавших весь остров. Так что
восточный фасад, обращенный к ныне
засаженной деревьями площади, отрезался от этого плаца вполне голландским
каналом, по которому вы могли подплыть
прямо к крыльцу нужной вам коллегии.
далее>>
вверх
|
|
| | |
| |
|
| | |
Ответ / Абсолютная
архитектура |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|